XXI век – это время современных, продвинутых технологий. Это век, в котором стремительно развиваются международные связи, ежедневно происходят новые открытия в различных отраслях промышленности. Происходит процесс интеграции Российской Федерации в общеевропейское и мировое пространство, тесное сотрудничество с другими странами в научно-технической, экономической, образовательной и других сферах. Следовательно, у государства возникает потребность в компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистах. Ситуация на рынке труда диктует необходимость модернизации системы высшего образования, а именно, усиления её профессиональной составляющей. При этом особая роль отводится иностранному языку (ИЯ), владение которым на современном этапе является неотъемлемым атрибутом успешного специалиста. Конкурентоспособность современного выпускника технического вуза сегодня определяется не только уровнем знаний по фундаментальным дисциплинам, но и углубленным знанием ИЯ.
Однако, несмотря на существующую потребность общества в специалистах различных профилей, хорошо владеющих ИЯ, а также растущую заинтересованность самих обучающихся в получении качественной подготовки по ИЯ, остается фактом то, что за годы обучения в техническом вузе значительному количеству студентов не удается сформировать умения и навыки речевого общения.
Необходимо отметить, что процесс овладения ИЯ в искусственных условиях имеет ряд особенностей и трудностей. Дело в том, что обучение студентов происходит в условиях, когда личность обучаемого во многом уже сформировалась, усвоен родной язык. Психологический аспект этой проблемы связан, прежде всего, с особенностями учащихся, в том числе с различным отношением к учебной деятельности, которое обусловливается тем, что учение имеет для них различный «личностный смысл».
Существует ряд социально-психологических факторов, влияющих на процесс обучения студентов технических вузов ИЯ. Одним из важнейших факторов является то, что коллективные виды учебной деятельности в обучении ИЯ занимают значительно большее место, чем в процессе преподавания многих других дисциплин. Совместная учебная деятельность студентов протекает, как правило, в таких организационных формах, которые решающим образом определяют их социальное и профессиональное становление.
Ведущей формой совместной деятельности студентов в вузе, как известно, является учение. Наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и обстоятельств, которые возникают в превалирующих видах совместной деятельности. Таким образом, личность студента, его способности и ориентированность на иноязычное общение формируются не изолированно, а во взаимодействии с личностями, в соприкосновении и, в какой-то степени состязательности с другими личностями–членами учебного коллектива, совместно с другими участниками учебного процесса.
К особенностям обучения ИЯ следует отнести также и то обстоятельство, что овладение навыками устной речи требует присутствия того или тех, кому адресовано сообщение. Это относится не только к диалогической, но и к монологической речи.
Итак, следует подчеркнуть, что особое значение в формировании модели поведения студентов в процессе иноязычного общения, появлении чувства уверенности в себе, умении адекватно реагировать на реакцию аудитории, умело и уверенно корректировать свое высказывание, пользуясь «обратной связью», имеет коллектив учебной группы и уровни его развития. В таком случае целесообразно рассматривать учебную группу как субъект, оказывающий определенное влияние на личности отдельных студентов. Это тесно соприкасается с проблемой влияния коллектива на личность и личности на коллектив вообще.
Важным условием развития учебной группы как коллектива является ее состав. Тот факт, из кого состоит учебная группа, какова степень ее однородности, существует или отсутствует «иерархия», кто является лидером, в значительной мере определяет основные тенденции развития и функционирования группы как учебного коллектива.
Необходимо рассмотреть факторы, обусловливающие успех реализации иноязычного сообщения, применительно к процессу обучения ИЯ. Это такие факторы, как:
1) целевая направленность сообщения: задача высказывания должна быть ясной, конкретной и посильной;
2) деловая направленность сообщения, выражающая степень группового контроля: сообщение должно быть ясно и, в идеале, интересно группе, а принятие целей сообщения всеми членами группы обеспечивает положительную реакцию автора высказывания;
3) межличностная направленность сообщения, раскрывающая внутренние эмоциональные отношения в группе;
4) элемент самоорганизации, т.е. способность группы самостоятельно организовывать совместную деятельность для достижения общегрупповых задач по реализации иноязычного общения.
В академических группах наиболее ярко выражена ориентация на внутригрупповые цели. Умелое использование преподавателем этой тенденции в обучении иноязычной речевой деятельности может дать определенный положительный эффект. Наибольшую ценность в студенческих группах имеют взаимоотношения с одногруппниками, поэтому было бы неразумно не использовать это в речевых учебных ситуациях. Это также следует учитывать при подготовке и организации групповых видов речевых упражнений, т.к. далеко не всегда достигается желаемая слаженность в работе студентов с речевым материалом. Преподаватель заранее должен быть готов к тому, что предполагаемый результат не будет достигнут на все сто процентов, и должен быть готов относить частичный неуспех в выполнении поставленной задачи на счет своей недоработки. Важным фактором влияния коллектива на личность является наличие лидерства и, в какой-то мере, «иерархии» студентов. С другой стороны, сама личность выступает фактором влияния на группу. Во взаимодействии, эти факторы определяют в целом готовность группы к восприятию поставленной учебной речевой задачи и предопределяют успешность ее выполнения в полном объеме и с максимальным учебным эффектом.
Если учесть, что воспитание в вузе в основном вынесено за рамки учебного процесса, то роль внеаудиторных мероприятий на ИЯ – тематических конференций, олимпиад, «круглых столов» – не следует недооценивать. Эти мероприятия позволяют студентам развивать умение коллективного общения в сочетании с совершенствованием навыков иноязычного речевого этикета.
Как и в любом другом виде коллективной деятельности, в обучении ИЯ в условиях группового контакта вполне возможно возникновение конфликтных ситуаций. Конфликт может быть вызван как столкновением интересов и амбиций претендентов на учебное речевое лидерство, эмоциональной напряженностью в процессе обучения, так и неудовлетворенностью своими собственными результатами или предполагаемой необъективностью преподавателя, или неадекватностью реакции студентов, партнеров по ситуативным упражнениям (ролевым и деловым играм).
Следует отметить, что для оптимизации процесса обучения и улучшения психологического климата в группе в учебной и неучебной ситуациях преподаватель может:
а) отметить характер взаимоотношений в группе и использовать (возможно, даже развивать) положительные тенденции;
б) учитывать отрицательные аспекты взаимного влияния личности и коллектива;
в) избегать нежелательных сложностей в общении и предотвращать возможные речевые конфликты.
Существует еще один немаловажанный психологический фактор, влияющий не только на процесс обучения иностранному языку, но и на процесс обучения другим дисциплинам. Это студенческий возраст и его особенности. Этот возраст условно называют поздней юность или началом зрелости. Это возраст расцвета физического и умственного развития человека. Всю совокупность современных студентов по признаку отношения к образованию разделяют на три группы. Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как на ценность и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интереса к научным изысканиям и видят в образовании инструмент и средство для создания в будущем собственного дела. Третью группу представляют студенты, которых можно назвать, «неопределившимися» и для которых проблема профессионального самоопределения еще не решена.
В заключение следует отметить, что для успешного преподавания ИЯ в техническом вузе и повышения мотивации студентов к изучению ИЯ современным преподавателям необходимо учитывать все вышеперечисленные социально-психологические факторы при выборе методов подходов в преподавании ИЯ.
Литература:
Казначеева С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной деятельности: дайджест/ С. Н. Казначеева // Психология обучения. 2007. №5.
Сафроненко О.И. Программно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение качества системы многоуровневой языковой подготовки студентов неязыковых вузов / О.И. Сафроненко. —
Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. — С. 43.
http://festival.1september.ru/articles/562370/