В настоящее время происходит информатизация всех сфер деятельности человека, это явление требует от каждого человека высокой информационной культуры. Высшие учебные заведения являются базисом любой профессиональной деятельности, поэтому ВУЗам необходимо наполнения профессиональных образовательных программ дисциплинами, обеспечивающими развитие у студентов соответствующих знаний, умений и навыков. С этой целью практически все государственные стандарты высшего профессионального образования технического и гуманитарного профиля включают дисциплину "Информатика" или "Информационные технологии" (ИТ).
Определение терминов
Известно, что информатика – наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования. Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1972)[1].
Применение понятия «технология» к информационным процессам привело к возникновению понятия «информационная технология» (ИТ) – совокупность знаний о способах и средствах автоматизированной переработки информации с использованием ЭВТ с целью получения информационного продукта или услуги при автоматизации профессиональной деятельности.[2 с.12] Информационная культура - умение пользоваться информационными технологиями и инструментами, позволяющими распространять информацию, совместно работать в коллективе над едиными проектами, умение и способность к инновациям.
Проблемы преподавания информатики и информационных технологий
Актуальность преподавания этих дисциплин в настоящее время не вызывает сомнений, однако несмотря на почти тридцатилетний опыт преподавания информационных технологий, в высших учебных заведениях до сих пор существует ряд проблем в организации учебного процесса и методиках преподавания. Всю совокупность этих проблем условно можно разделить на две группы.
К первой группе относятся, так называемые традиционные проблемы, связанные с:
отсутствием необходимого количества вычислительной техники;
быстрым моральным старением техники и программного обеспечения;
не соответствие государственных стандартов образования реалиям современных информационных технологий;
Отсутствие необходимого количества вычислительной техники – эта проблема в основном затрагивает небольшие институты, она связанна с отсутствием элементарной электронно-вычислительной техники и нехваткой ее количества, зачастую государственные институты не федерального значения не могут позволить себе закупать новую ЭВТ и на группу в 30 студентов отводится 25 единиц техники, что несомненно ухудшает процесс обучения. Решением этой проблемы зачастую становится разделение одной группы студентов на подгруппы что увеличивает время между занятиями и негативно сказывается на усвоении материала.
Быстрое моральное старение техники и программного обеспечения – эта проблема затрагивает большинство ВУЗов. Поскольку закупив год назад оборудование и программное обеспечение, сотрудники далекие от информационных технологий не видят необходимости его обновления, но сфера информационных технологий имеет очень быстрое прогрессивное развитие и один год в информационных технологиях может равняться десяти годам разработок в другой области. Поэтому используя старое программное обеспечение для обучения студентов ВУЗ сводит к минимуму пользу от его практического применения.
Постоянное появление новых информационных технологий – проблема имеет не меньшее значение среди прочих, поскольку стандарты образования разрабатываются не так часто, как этого требует производственная необходимость. Поэтому разработанные курсы обучения порой используют, мягко говоря, не самое новое программное обеспечение, что делает их не пригодными к применению на производстве.
Несоответствие государственных стандартов образования реалиям современных информационных технологий – проблема имеет такой же смысл, как и предыдущая. Но имеет предметный характер.
Также раньше была проблема приобретения лицензионного программного обеспечения для ВУЗов, но сейчас эта проблема решается на федеральном уровне. Более того покупка не лицензионного программного обеспечения имеет правовую оценку как преступление не говоря уже о нарушении авторских прав. Поэтому рассматривать это как проблему не имеет смысла.
Ко второй группе относятся:
Методические проблемы, связанные как с организацией процесса преподавания, так и с содержанием преподаваемых дисциплин;
Проблемы организации учебного процесса;
Проблемы обучения;
Методические проблемы, связанные как с организацией процесса преподавания, так и с содержанием преподаваемых дисциплин – здесь следует отметить, что преподавание дисциплины "Информатика" начинается еще в средних образовательных учреждениях. Содержательно эта дисциплина включает основы теоретической информатики: дискретизацию и кодирование, системы счисления, моделирование и алгоритмизацию и т.д., а также начала прикладной информатики: архитектура компьютеров и компьютерных сетей, программное и техническое обеспечение компьютеров. В высших учебных заведениях на экономических факультетах дисциплина "Информационные технологии" и "Информатика" традиционно читается на первых-вторых курсах и является дисциплиной общематематического и естественнонаучного цикла. Если провести сравнительный анализ государственных стандартов высшего профессионального образования различных специальностей по данной дисциплине, то необходимо отметить, что они практически мало отличаются между собой. Кроме того, дидактические единицы в значительной степени дублируют программу этой дисциплины среднего образования.
Проблемы организации учебного процесса – связаны, в первую очередь, с разработкой методик использования информационных технологий в учебном процессе, то есть, какие технологии и в каком объеме использовать при обучении.
Проблемы обучения – определяются тоже несколькими факторами, такими как: психологические факторы, они выражаются чаше всего в не понимании самих студентов экономических факультетов первых, вторых курсов нюансов технологий и полным непониманием применимости этих технологий на реальных задачах; организационные факторы, выражающиеся в том, что преподавание информационных технологий по учебным планам чаще всего ведется на младших курсах, когда студенты не имеют достаточных знаний о реальных объектах и поэтому не понимают необходимости применения информационных технологий. Проблематичным является и вопрос о содержании обучения. Чему учить: инструментам информационных технологий или проектированию применения информационных технологий на реальных объектах?
Кроме этих проблем, можно выделить проблему не достаточного освещения студентам экономических специальностей вопросов экономического обоснования применения информационных технологий как при сравнении тех или иных технологий, так и при определении трудозатрат и себестоимости различных информационных технологий.
Рекомендации по решению проблем
Для решения проблем относящихся к первой группе необходима проработка следующих вопросов:
На данный момент остается актуальным вопрос оперативной модернизации вычислительной техники и программного обеспечения.
Необходима опережающая разработка методик обучения и использования информационных технологий, для чего необходимо предоставить преподавателям возможности для освоения новых технологий.
Требуется постоянная переподготовка преподавательского состава, как преподавателей, преподающих информационные технологии, так и преподавателей, ведущих специальные дисциплины.
В учебных планах экономических специальностей желательно организовать поэтапное изучение информационных технологий, на младших курсах — знакомство с инструментарием, а на старших курсах — методики использования информационных технологий на реальных объектах. Особенное внимание здесь необходимо обратить на использование информационных технологий на реальных объектах, поскольку в данный момент во многих ВУЗах этот вопрос решается, в крайнем случае, изучением теории.
Что касается проблем относящихся ко второй группе необходимо рассмотреть ряд вопросов.
Первое в этой ситуации можно предположить, что дисциплина "Информатика" высшего профессионального образования по содержанию незначительно отличается от этой дисциплины среднего образования. На практике это действительно так, хотя, казалось бы, разнообразие информационных технологий и фундаментальность теоретической информатики дают широкий простор для совершенствования знаний в рамках высшего профессионального образования. Почему же это не происходит? Причин здесь несколько:
- многие студенты экономических специальностей демонстрируют крайне слабые знания по этому предмету, объясняя свое незнание отсутствием или некомпетентностью школьного преподавателя по информатике, необязательностью изучения этого предмета в школе;
- углубление знаний в сфере теоретической информатики требует от аудитории определенного уровня знаний высшей математики, которого у студентов экономических факультетов первых, вторых курсов просто нет;
- изучение специальных пакетов прикладных программ, ориентированных на будущую профессию, имеет ограничение, в связи с отсутствием знаний в профессиональной сфере у студентов экономического профиля младших курсов.
И в силу этих причин, студенты экономических специальностей получают практические знания в сфере информационных технологий, изучая пакеты программ общего назначения, входящие в состав Microsoft Office (MS Word, Excel, Access, Power Point). Не вызывает сомнений полезность этих знаний и навыков, которые используются в дальнейшем студентами для подготовки текстовых документов (рефератов, курсовых и дипломных проектов, научных статей и т.д.), осуществления различного рода вычислений, создания презентаций своих творческих работ. Но не для высококвалифицированных специалистов.
В рамках дисциплины "Информатика" студенты экономисты не получают знаний о специализированных информационных технологиях, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность. Как уже подчеркивалось ранее, на младших курсах они еще не готовы к их изучению. На старших курсах, когда осуществляется освоение специальных экономических дисциплин, в образовательных стандартах экономических специальностей явно не прописаны дисциплины, предполагающие изучение информационных технологий в профессиональной деятельности, что дает право каждому учебному заведению самостоятельно решать вопрос о включении таких дисциплин в учебный план.
Таким образом, в настоящее время для подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля, способных соответствовать требованиям современного рынка труда, по нашему мнению необходимо:
- улучшить качество подготовки по информатике выпускников средних школ;
- ввести в перечень дидактических единиц по дисциплине "Информатика" и "Информационные технологии" ГОС ВПО единицы, обеспечивающие получение начальных знаний и навыков в области использования информационных технологий в профессиональной сфере;
- предусмотреть в ГОС ВПО дисциплины, обеспечивающие выпускников знаниями информационных технологий в профессиональной сфере;
- включить в качестве обязательного в структуру дипломного проекта (работы) выпускника раздел, предполагающий исследование в профессиональной сфере с использованием информационных технологий.
Предлагаемые нововведения позволят выпускникам высших учебных заведений специальностей полностью профессионально раскрыться в современном информационном обществе.
- Заключение
В статье рассмотрены общие и специальные проблемы преподавания информатики и информационных технологий студентам экономических специальностей, к сожалению еще встречающихся в двадцать первом веке. Также автором предложены рекомендации общего характера по обучению, методологии и организации учебного процесса. Мы надеемся что данные виды проблем потеряют свою актуальность с введением во всех ВУЗах России новых государственных стандартов образования.
-
- Литература:
- А.С.Грошев Информатика. Учебник для вузов — Архангельск: «Арханг. гос. техн. ун-т», 2010. — С. 470.
- Информационные технологии управления. Учебник для ВУЗов Уткин В.Б., Балдин К.В., ИЦ Академия, 2008., С. 387.