Богаты исторические традиции узбекского народа в области обучения и воспитания, поэтому они на протяжении долгих веков занимали достойное место в мировой образовательной среде. Узбекистан с развитыми государствами мира связывают тесные связи в культурно-исторической и образовательно-воспитательной сфере. Поэтому современная система образования в корне отличается от образовательных систем развитых стран тем, что опирается на национальные традиции.
Государственная политика в сфере образования осуществляется на основе политического и социально-экономического развития перспектив Узбекистана. Цель её – построение демократичного общества, правового государства с рыночными отношениями; создание достойных условий жизни для всех граждан независимо от национальности, языка и вероисповедания; гарантия законных прав и свобод.
С развитием рыночной экономики содержание образования, в частности трудового обучения, приобретает динамичный характер, ощущается потребность в соотношении с требованиями государства и общества, потребностями личности обучаемого, достижениями науки и техники. Требуется отражение в содержании трудового обучения усиление потока информации, процесс интеграции с развитыми государствами, изменений в жизни общества и людей.
Современный период ознаменован реформированием обучения, его модернизацией. Государственные образовательные стандарты, учебные программы должны быть пересмотрены с точки зрения подготовки обучаемых общественной жизни, воспитания их личности и направления на самостоятельную профессию, ибо обеспеченность общества лучшей рабочей силой способствует эффективному развитию экономической системы.
Наблюдения позволили определить следующие тенденции реформирования трудового обучения в условиях внедрения рыночной экономики:
- разработка и применение на практике новых моделей учебного процесса на основе содержания трудового обучения в условиях становления рыночных отношений;
- создание и внедрение в образовательную систему научно-практических основ постоянной модернизации содержания трудового обучения на основе требований рыночной экономики;
- освещение на основе рыночных отношений содержания трудового обучения в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях, дидактических и методических разработках и рекомендациях и применение в процессе обучения-воспитания;
- разработка форм, методов и технологий модернизации трудового обучения в свете требований рыночных отношений;
- учет возрастных особенностей обучаемых при модернизации трудового обучения на основе требований рыночных отношений;
- предоставление обучаемым новейших сведений и знаний, способствующих активной адаптации выпускников к рынку труда;
- разработка научно-методологических основ всех мер по модернизации содержания трудового обучения;
- поэтапное осуществление модернизации содержания трудового обучения.
Можно придти к выводу, что содержание трудового обучения должно отбираться с учетом умственного развития учащегося. Это содержание должно включать в себя теоретические знания, основы современного производства и экономики.
Трудовое обучение, осуществляемое в таком порядке, послужит интенсивной подготовке учащихся общественной жизни и расширит возможности их социального выбора.
- Литература:
1. Каримов И.А. Наша главная задача-демократизация и обновление общество, модернизация страны и реконструкция. – Т.:“Узбекистан”, 2005.-96 стр.
2. Государственный стандарт образования и учебная программа. –Т.: “Янгиюл полиграф сервиc”, 2010.-292 стр.
3. Сафарова Р.Г., Иноятова М.Э. и другие. Дидактические основы и суть модернизации образования в будущем. – Т.: “Фан”, 2009. – 239 стр.