Поскольку основу разработки комплексных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями составляют основные психологические проблемы данной категории населения, а именно проблема состояния одиночества, нарушения удовлетворения потребности в безопасности, нарушения коммуникативных процессов, повышения уровня тревожности. То определяющей задачей формирования комплексной психолого-педагогической реабилитации является развитие личности людей с ограниченными возможностями, создание оптимальных условий для всестороннего воздействия психолого-педагогических методов, нацеленных на изменения отношения к себе, к окружающим, миру в целом; включает в себя:
расширение сфер жизнедеятельности на психологическом уровне
выработка и реализация стратегии жизни (образ нового «Я»)
выработка и реализация стратегии интеграции (образ нового «Мы»)[3]
При разработке комплексных психологических программ в отделениях реабилитации, многими исследователями учитываются все аспекты психологических проблем, которые возникают у людей с ограниченными возможностями. Но особняком стоит одна из самых значимых проблем обнаруженных нами в ходе исследования, а именно проблема, связанная с одиночеством, нарушением базовой потребности в безопасности.
Следовательно, для нормального существования человека, в обществе, необходимо формирование у него самоценности, активизации внутренних ресурсов позитивного развития личности, обретения смысла существования. Определяющей задачей психолого-педагогической программы реабилитации людей с ограниченными возможностями является создание оптимальных условий для всестороннего воздействия психолого-педагогических методов, нацеленных на изменения отношения к себе, к окружающим, миру в целом. С связи с этим основное направление программы – формирование активной, саморазвивающейся личности, не зависящей от стереотипного мышления и поведения.
Реабилитация, построенная на знании основных трудностей людей с ограниченными возможностями, способствует формированию у клиентов: адекватного восприятия картины мира; эмпирического мышления, которое позволяет выполнять задачи, стоящие в повседневной жизни клиентов. Например, процесс построения новых форм взаимоотношений со своими близкими, с другими людьми, развитие творческого потенциала, раскрытие новых возможностей для самореализации.
Смысл самого понятия реабилитации обозначается как, система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.[6]
Современные исследования в области реабилитации состояния одиночества является практико-ориентированные теории разработанные отечественными и зарубежными психологами (В.Д. Менделевича; Д.А. Жуковым; С.Г. Корчагиной; Б.Г. Ананьева; А.Адлера; А.Маслоу и т.д.), подчеркивают необходимость раскрытия и усиления ресурсов личности.
Внедрение комплексной психолого-педагогической программы и последующее экспериментальное изучение динамики реабилитационного процесса у лиц с ограниченными возможностями проводилось в течение 2008-2011 г.г. на базе Государственного учреждения Комплексного центра социального обслуживания «Гольяново», в дальнейшем ГУ КЦСО, отделение реабилитации.
Анализ результатов опроса людей с ограниченными возможностями показывает, что именно развитие программ социально-психологической реабилитации направленных на профилактику развивающегося феномена одиночества и нарушения потребности в безопасности, могут способствовать наиболее быстрой интеграции и социализации их в социуме.
Современная комплексная психолого-педагогическая реабилитация представлена множеством различных, творчески развивающихся во многих странах направлений.
Внедрение комплексных психологических программ реабилитации и коррекции состояния одиночества для людей с ограниченными возможностями определяется основной целью:
развитие способностей людей с инвалидностью к созданию независимого образа жизни,
определение своих новых социальных ролей,
установление новых конструктивных способов взаимодействия с обществом,
помощь в полноценном функционировании к жизни в обществе
профилактики и реабилитации развития глубокого чувства одиночества. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
-профилактика развития основных психологических проблем возникающих в жизни лиц с ограниченными возможностями (проблема одиночества, нарушения потребности в безопасности, нарушение общения, социальная дезадаптация, крушение жизненных планов, негативная мировоззренческая установка)
-развитие творческого потенциала,
-развитие коммуникативных навыков,
-профилактика развития нарушений социальных отношений
-социализация путем усвоения конструктивных форм и норм поведения, а так же взаимодействия с внешним миром,
-ускорение процесса психологической адаптации,
профилактика возникновение эмоционально-волевых расстройств,
-развитие эмоционально-волевой сферы (усидчивость, внимание, память, мотивация и т.д.),
-повышение эмоционального фона,
-развитие координированных движений, мелкой моторики,
-профилактика развития тревожности, стрессов, депрессии, изменение поведения,
-профилактика развития депривации личности,
-подъем активности, формирование из пассивного субъекта деятельности в активного, несущего ответственность за свои поступки, действия, желания, построение жизненных планов,
-выработка адекватной стратегии поведения.
Как следует из целей реабилитации, формирование полноценной личности у лиц с ограниченными возможностями предусматривает, развитие:
-личной потребности в усвоении новых форм взаимодействия с миром;
-личной активности;
-мотивации к занятию.
Основные преимущества комплексной психолого-педагогической программы «Феникс»:
реализация индивидуально-ориентированной программы коррекции феномена одиночества с использованием конкретных способов и приемов, взятых из разных методов (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гештальт-терапия, когнитивная терапия);
дифференциация процесса психологической коррекции и реабилитации за счет использования средств и технологий выбора для разной категории людей;
реализация индивидуальной или групповой траектории продвижения по данной комплексной программе за счет выбора уровня или степени развития отклонений;
возможность научения разным формам взаимодействия на примере групповой динамики.
В комплексную психолого-педагогическую реабилитацию под названием «Феникс» входит:
Занятия в сенсорной комнате- комплексная групповая психологическая реабилитация:
А) дыхательная терапия;
Б) телесно-ориентированная терапия;
В) Аутотренинг;
Г) Обратная связь.
Арт-терапия – рисование пластилином;
Танцевальная терапия.
В данной статье мы остановим свое внимание только на некоторых формах психолого-педагогических методах реабилитации лиц с ограниченными возможностями под названием «Феникс».
Занятия в сенсорной комнате подразумевает проведение групповых психолого-педагогических методов реабилитации. Из опыта групповой терапии известно, что для повышения эффективности взаимодействия в группе, основную роль играют динамические процессы, связанные с моментом «присоединения» [2]. С целью более быстрого достижения результата следует использовать метод дыхательной терапии. Поскольку в процессе дыхания ключевую роль играет внутреннее общение между людьми, то есть вербальное общение сведено к минимуму, либо отсутствует полностью. Невербальное взаимодействие происходит как в личностном поле члена группы, так и в межличностном пространстве группы. При чем, выполняя определенно заданные дыхательные упражнения у членов группы снижается уровень тревожности, наступает чувство расслабления и т.д. Во время занятий, акцентируя внимание членов группы на диафрагмальном дыхании, способствует быстрому развитию групповой динамики (интеграции чувств в группе, развитию коммуникаций, действий), а так же более глубокому осознанию собственного тела и процессов, происходящих в нем (исцеление происходит между «сущностью» человека и его «существованием» т.е. формирование из «пассивного объекта» в «активного субъекта»).
Основу комплексной психолого-педагогической реабилитации «Феникс» составляет- телесно-ориентированная терапия. В силу своей фундаментальности и охвата всех сфер жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями групповая телесно-ориентированная терапия, разработанная с учетом идей предложенных Райхом, исключительно эффективна в работе с состоянием одиночества, нарушения потребности в безопасности, нарушения коммуникативных процессов, повышения уровня тревожности. Основными нововведениями данной комплексной программы является применение расслабления и напряжения в сочетании с дыхательными упражнениями.
Правильное выполнение условий напряжения и расслабления позволяет осознанию возможности управления собственным телом, а так же профилактика и реабилитация затруднения в саморазвитии, личностном росте, проработке проблем невротического порядка, проработка проблем связанных с нарушениями здоровья в психосоматической сфере. Использование телесно-ориентированной терапии в группе наиболее эффективней по сравнению с индивидуальной работой, т.к. она наиболее сильно координирует единство всех жизненных изменений человека – его телесного существования, психологических переживаний и глубинной сущности.
Работа с телом фокусирует внимание на телесной значимости жизненных событий и направлена на способ саморегуляции путем напряжения и расслабления мышц, начиная от ног и заканчивая лицом. Во время занятий актуализация значимости данной формы реабилитационного процесса, концентрирует внимание каждого члена группы на процессе выздоровления (ведущий группы – психолог – раскрывает «полезность» для здоровья определенных движений).
Применение в комплексе с групповой телесно-ориентированной терапией метода танцевальной терапии (на базе египетского танца живота), способствует наиболее быстрому достижению желаемого результата: снижение мышечного напряжения, увеличения подвижности участников группы. Еще К.Юнг подчеркивал основную психологическую ценность артистических переживаний, выраженных в танце. Салливан, подчеркивал значимость социализации и человеческого взаимодействия, которое может быть достигнута в танце.
Основные цели танцевальной терапии в комплексной психолого-педагогической реабилитации:
Расширение сферы сознания членами группы собственного тела (возможности)
Повышение физического и эмоционального здоровья
Повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
Создание безопасного образа тела
Создание группового опыта социальных умений
Установление связи между чувствами и движениями
Развитие уровня невербального общения.
Задачи:
*создание гармоничных отношений с собой и окружающим миром, осознанное
* проработка мышечного панциря
*развитие творческого потенциала
*способствовать развитию позитивного состояния
*расширить креативный и выразительный мир человека.
*помочь выработке позитивных эмоций
*снятие мышечных зажимов
*формирование позитивного образа собственного тела.
Использование в танцевальной терапии движений из египетского танца живота, позволяет развитию пластичности движений, а руководитель группы танцевальной терапии выступает как режиссер событий, катализатор, облегчающий развитие через движения. Создание безопасной среды для группы позволяет расширению репертуара движений, улучшению исследования себя членами группы. В «танце живота» использование разнообразных пластических движений в сочетании с упражнениями на расслабление, дыханием, способствует более быстрому снятию мышечных зажимов.
Следовательно, можно сделать следующий вывод, основным показателем удачного проведения курса психолого-педагогической реабилитации является:
улучшение самочувствия клиента как физического, так и психологического, выработка адекватной стратегии поведения,
снижения уровня тревожности,
формирование образ нового «Я»,
повышение активности в построении жизненных планов, целей и их последующую реализацию.
Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.-352с.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М., 2007.-416 с.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000
Корчагина С.Г. «Психология одиночества». М. 2008.- 228 ст.
Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. —624 с.
Менделевич В.Д. «Клиническая и медицинская психология». М., 2008.- 432 ст.
Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход\\ Лабиринты одиночества.- м., 2008.-224 ст.
Bernstein, P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1972.