В статье, на основе анализа существующей в практике структуры по организации предоставления диспетчерско-технологической информации и нового регламента по сбору данных, предлагается модернизированная структура, отвечающая современным требованием предоставления диспетчерско-технологической информации.
Существующая Автоматизированная Система Диспетчерского Управления (далее как АСДУ) газотранспортного общества разрабатывалась в течение длительного времени (90-е и 2000-е годы) (Рис. 1).
Рис.1 Текущая структура задач
АСДУ состоит из разнородных подсистем, имеет ряд существенных недостатков, препятствующих дальнейшему развитию и решению современных задач диспетчерского управления.
Основные недостатки АСДУ Общества:
отсутствует единая модель данных и единая нормативно-справочная информация, охватывающая весь комплекс диспетчерских задач. Из текущей структуры задач (рис. 1) видно, что блок ССД ИнфоТех, содержащий в себе нормативно-справочную информацию, не имеет связи с текущей структурой АСДУ;
объем данных, циркулирующих в АСДУ, недостаточен для полноценного решения всех задач диспетчерского управления;
не в полной мере используются современные инструменты сбора, хранения, обработки и визуализации информации. В настоящее время, снятие показания со штатных приборов, с последующим занесением их в журнал диспетчера, производится вручную;
устаревшие механизмы взаимодействия со смежными информационными системами производственного управления.
Таким образом, АСДУ не обеспечивает в полном объёме выполнение и реализацию современных и перспективных задач, достигла предела своего функционального развития и не может обеспечить дальнейшее совершенствование диспетчерского управления.
В период 2011-2015 г.г. планируется выполнить работы по функциональному развитию АСДУ Общества (Рис. 2).
Рис. 2 Планируемая структура задач
Сопровождение и функциональное развитие комплекса оперативных задач АСДУ обеспечит:
автоматизированное формирование журнала диспетчера, используя данные из системы реального времени АСУ ТП (ИАСУ ГОФО-2);
выполнение поставленных задач по регламентному сбору диспетчерско-технологической информации;
использование единой для Общества базы данных НСИ ССД ИнфоТех при построении задач АСДУ;
совершенствование АСДУ по контролю и анализу диспетчерской информации, повышению оперативности принятия решений в управлении транспортом газа.
На Рис. 2 виден значительный рост дискретности сбора диспетчерской информации, для выполнения которого необходимо перейти от ручного сбора к автоматизированному формированию журнала диспетчера, используя данные из системы реального времени ИАСУ ГОФО-2.
При сборе большого количества данных и их дальнейшей передачи в смежные информационные системы на первый план выходит проблема достоверности получаемой информации. Только имея достоверную информацию, диспетчерское управление может быть уверено в корректности предоставляемых данных.
Для определения достоверности данных необходимо реализовать две связи:
связь между Журналом параметров ГОФО-2 и новым диспетчерским журналом (рис. 2, 1). Данная связь предназначена для передачи данных из системы реального времени ИАСУ ГОФО-2 в Журнал диспетчера для автоматического анализа на достоверность;
связь, позволяющую диспетчерским службам управления магистральными газопроводами (далее как УМГ) в режимное время подтверждать достоверность обработанных в Журнал диспетчера данных или корректировать их (рис. 2, 2).
На рис. 3 изображены блок-схемы алгоритма сбора и обработки диспетчерской информации текущей (рис. 3, а) и планируемой (рис. 3, б) структуры задач.
Преимущество планируемой структуры заключается в практически полной автоматизации сбора и обработки получаемых данных, за исключением ситуаций, когда система выявляет не достоверные данные, в таких случаях, данные перепроверяются и по необходимости корректируются диспетчерами УМГ. После корректировки и подтверждения достоверности, данные передаются в различные смежные информационные системы производственного управления.
Рис. 3 Блок-схемы алгоритма сбора и обработки диспетчерской информации
Вывод:
в результате анализа существующих методов предоставления диспетчерско-технологической информации установлено, что применяемые в практике механизмы сбора и обработки диспетчерско-технологической информации не обеспечивает в полном объёме выполнение и реализацию современных и перспективных задач диспетчерского управления;
предложена модернизация комплекса оперативных задач АСДУ, которая обеспечит, автоматизированное формирование журнала диспетчера, выполнение полного круга поставленных задач по регламентному сбору диспетчерско-технологической информации, повышение оперативности принятия решений по управлению транспортом газа;
предложен механизм по определению достоверности диспетчерско-технологической информации.