В современном мире интеллектуальный потенциал любого государства – это основа технологического могущества и материального благосостояния. Во всех странах интеллектуальный труд, знания и информация приносят колоссальный доход и поэтому ценятся выше всего. Значит, перед современным обществом стоит ключевая задача – создать перспективную систему образования, способную подготовить обучающегося к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и стать специалистами высокого класса.
Данные установки уже заложены в законах “Об образовании” и “Национальной программе по подготовке кадров”. Главная задача педагогов заключается теперь в том, чтобы на современном уровне реализовать эту образовательную политику.
Во втором этапе осуществления “Национальной программы по подготовке кадров” предназначается внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс. Поэтому при обучении труду, как и других предметов, обучать в связи с рыночными отношениями – это требования времени.
Воспитание и обучение всесторонне развитой молодёжи в условиях рыночных отношений имеет важное значение. Кроме этого, основной целью реформ, проводимых в Республике Узбекистан в условиях рыночных отношений и собственности, является формирование творчески мыслящих кадров. Итак, на уроках труда в средних школах у учеников формируются такие качества рыночных отношений.
Например:
На практических уроках трудового обучения “Технология обработки тканей” экономия использования тканей
Предпринимательство путём эффективного использования тканей.
Активность и трудолюбие в процессе урока.
Экономические отношения и экономические расчёты в отношении к готовому продукту.
Для формирования нужных качеств у учеников на уроках труда учитель должен наметить следующие развивающие цели:
- знание возрастных особенностей учеников и их возможности в процессе обучения;
- пробуждение интереса у учеников в процессе занятий;
- использование разных методов в учебном процессе.
В учебном процессе, т.е. на уроках “Технология переработки тканей” учитель выясняет знания учеников о рыночных отношениях, поэтому он должен учитывать некоторые важные правила. Это в основном:
Роль общественной среды в формировании мировоззрения учеников во время урока.
Изменение общественной среды на протяжении занятий.
Соответствие воспитания культурным особенностям на уроках технологии переработки тканей.
Учёт ясности и близости, содержания воспитательного направления, основанного на национальном ремесленничестве, традициях и обычаях.
Подобная организация занятий, т.е. введение в основы рыночных отношений на конкретных уроках по технологии переработки тканей, позволяет достичь эффективных результатов. При этом уроки должны быть организованы так, чтобы ученик сразу мог видеть результаты своего труда. В процессе обучения ученик должен научиться входить в контакт в условиях рыночных отношений, производить необходимые подсчеты с помощью учителя. Ученики используют готовую продукцию не только как наглядный материал, но и способны эффективно использовать результаты своего труда в быту. Это особенно важно в условиях рыночных отношений.
Помогая ученикам внедрять в реальную жизнь результаты своего труда, педагог таким образом воспитывает всесторонне развитую молодёжь.
- Литература:
1. Каримов И.А Наша главная задача-демократизация и обновление общество, модернизация страны и реконструкция. – Т.:“Узбекистан”, 2005.-96 стр.
2. Государственный стандарт образования и учебная программа. –Т.: “Янгиюл полиграф сервиc”, 2010.-292 стр.