Информационно-коммуникационная деятельность как инструмент антикризисного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 4158 раз

Библиографическое описание:

Потихенченко, Т. А. Информационно-коммуникационная деятельность как инструмент антикризисного управления / Т. А. Потихенченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 1. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3883/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные условия ведения предпринимательской деятельности характеризуются различными тенденциями, предопределившими интенсификацию информационных процессов, в частности, возрастанием скорости передачи сообщений из организации во внешнюю среду и в обратном направлении, увеличением объема и скорости перерабатываемой информации потребителем и организацией, ростом объема добываемой новой информации, ускорением ее внедрения в управленческий процесс и так далее.

В области экономических коммуникаций за последние десятилетия происходят значительные качественные изменения. От компании инвесторы, потребители и широкая общественность все больше ожидают информационной прозрачности, публичного обоснования своей деятельности, информирования о происходящих изменениях в бизнесе, о планируемых либо внедренных инновациях и т.д.

В связи с вышеотмеченными тенденциями возникает необходимость разработки оптимальной модели управления информационно-коммуникационной деятельностью организации. Под информационно-коммуникационной деятельностью в организации понимается совокупность информационных сообщений, различных форм, методов и каналов передачи информации от компании к целевым группам с обязательным наличием обратной связи.

Информационная система управления как общность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов предназначена для обработки информации и принятия управленческих решений, позволяющих предугадать наступление кризиса.

Каждая организация как разновидность динамической системы действует в соответствии со своим жизненным циклом, в котором период стагнации сменяется перерождением в некую иную систему способную синтезировать информацию извне, с целью противостояния внешним угрозам безопасности функционирования и дальнейшего развития. От свойств внешней среды, от ее характеристик и возможностей реагирования на ее изменения социально-экономической системы, существенно зависят деформации, происходящие в процессе развития этих динамических систем.

В то же время, внешние воздействия, которые выводят систему из состояния равновесия, могут привести к необратимым изменениям на определенном этапе жизненного цикла. Эти необратимые изменения могут послужить причиной вхождения предприятия в кризис. Для предотвращения данного процесса существует процедура управления информационной системой организационного управления, которая предназначена для автоматизации функций управленческого персонала. Основная функция данной системы - это оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.

В тех случаях, когда на предприятии возникла кризисная ситуация, создание специальной информационно-коммуникативной сети связей, охватывающей информационные потоки внешней и внутренней среды предприятия, становится неотъемлемой частью антикризисного управления. Ведь только обладая полной информацией возможно четкое непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, своевременное проведение стабилизационных мероприятий, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации, а в крайних случаях хотя бы обеспечения минимально необходимой жизнедеятельности важнейших систем предприятия.

Информационную среду можно делить на внешнюю, которая включает в себя совокупность информационных каналов, потоков, сообщений за пределами организации и внутреннюю информационную среду — это вся информационная составляющая организации [1, с.202]

Если говорить об уникальности феномена информации применительно к организации и антикризисным процессам, следует понимать ее как сведения о значимых фактах (лицах, действиях, событиях), которые служат основой для принятия антикризисных решений, а также для подготовки предложений и рекомендаций по выходу из кризисной ситуации.

Информация является основой управления организацией, связующее звено всех управленческих процессов: планирования, реализации, координирования, оценки, контроля, корректировки и т.д. [2, с.32]. Кроме этого, информация является полноценным рыночным механизмом, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояния организации как экономической системы, при этом становясь одним из наиболее важных факторов в антикризисном управлении. В основном первопричиной сущностью возникновения экономического кризиса на предприятии, является разрыв между производством и потреблением. Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению с совокупным спросом, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм. А благодаря интегрированной информационной системе происходит автоматизация всех функций управления организацией, и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.

Основой для автоматизированной информационной системы выступает информационная технология, которая изменяется в соответствии с развитием и функционированием информационной системы.

Информационная технология – процесс, объединяющий в себе комплекс методов и способов сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин и прочей техники с целью решения управленческих задач на предприятии.[3, с. 68]

Основной задачей автоматизированной информационной системы является получение посредством переработки первичных данных обобщенной информации, на основе которой впоследствии будут сформированы оптимальные управленческие решения.

Для информационной технологии автоматизированная информационная система выступает в роли среды, основными элементами которой являются способы и средства, используемые для преобразования данных.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.

Основные функции информации в организации:

• Экономическая - обеспечивает менеджеров различного уровня сведениями о многообразных экономических процессах, происходящих в организации: производстве, сбыте, стимулировании спроса и т.д.

• Управленческая - информация позволяет принимать решения управляющей подсистеме, таким образом, не допускает значительных отклонений объекта от нормального функционирования.

• Коммуникационная - поддерживается как прямая, так и обратная связь с рынком, потребителем с помощью инструментов PR, рекламы, BTL, стимулирования сбыта и т.д.

• Контролирующая и корректирующая - это функция тесно связана с функцией антикризисного управления. Отчетная информация позволяет оценить происходящие бизнес-процессы в организации на предмет их соответствия достижению поставленных целей и задач, а также в случае необходимости изменять и совершенствовать методы и формы антикризисного управления.

• Функция управления спросом - стимулирует сбыт и продажи, активизируется при использовании возможностей коммуникаций направленно воздействовать на потребителей.

• Имиджевая – информация об организации, ее деятельности, принципах ведения бизнеса, продуктах, услугах, финансовых показателях - весь этот массив информации создает определенный образ (имидж) организации как экономического субъекта в глазах потребителей и общественности. В любой организации циркулирует огромный массив информации, в связи с этим, вопрос ее классификации становится ключевым.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что одной из закономерностей открытой системы, наряду с целостностью и обособленностью, стремлением сохранить свою структуру (это свойство основано на так называемом законе самосохранения организации), является коммуникативность, играющая огромную роль в предотвращении кризиса на предприятии.


Литература:
  1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.

  2. Леви Т. Этикет коммуникаций // Бухгалтерия и банки. – 2010. - № 6.

  3. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. – М.: ЮНИТИ, 2008

Основные термины (генерируются автоматически): кризисная ситуация, антикризисное управление, автоматизированная информационная система, информационная технология, BTL, внешняя среда, жизненный цикл, информационная система, обратная связь, экономический кризис.


Похожие статьи

PR-коммуникация в современном информационном обществе

Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса

Информационные технологии в маркетинговом обеспечении туристской деятельности

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Венчурный капитал как источник финансирования процесса экономической модернизации России

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Маркетинг как инструмент управления предприятием сферы услуг

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Управление взаимодействием как инструмент обеспечения конкурентоустойчивости корпорации в условиях кризиса

Похожие статьи

PR-коммуникация в современном информационном обществе

Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса

Информационные технологии в маркетинговом обеспечении туристской деятельности

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Венчурный капитал как источник финансирования процесса экономической модернизации России

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Маркетинг как инструмент управления предприятием сферы услуг

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Управление взаимодействием как инструмент обеспечения конкурентоустойчивости корпорации в условиях кризиса

Задать вопрос