Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье является приоритетным направлением московских властей, отвечающим интересам ребенка. И в этом процессе особая роль принадлежит замещающей семье. Данное понятие не закреплено юридически, но широко используется и включает все формы семейного устройства – опека/попечительство, приемная семья, патронатная семья, усыновление.
Для успешной реабилитации и воспитания детей – сирот необходимы отношения привязанности, а они возникают только в семье, которая подготовлена к профессиональной работе с необычным ребенком, и родители, обладающие определенными ресурсами для успешной интеграции сирот в семью и общество. Замещающий родитель выступает в роли профессионала, в том числе осуществляет реабилитационную функцию, связанную с преодолением проблем в развитии и поведении ребенка.
На 1 октября 2011 года в Москве в замещающих семьях живут 13304 ребенка: в семьях усыновителей – 3300 детей (25%); в семьях опекунов – 9109 детей (68%); в приемных семьях – 803 ребенка (6,3%); в патронатных семьях – 92 ребенка (0,7%).
Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 4266 детей, оставшихся без попечения родителей.
Одновременно увеличивается количество москвичей, желающих принять ребенка в свою семью. В 2010 году на учете состояло 2272 человек. За 9 месяцев 2011 года - 1897 граждан заявили о своем намерении стать замещающими родителями. Ежегодно более двух тысяч детей обретают семью. Таким образом, 87 % москвичей становятся родителями долгожданного ребенка.
К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2008 году отменено 97 решений, в 2009 году – 84, в 2010 году – 78, а за 9 месяцев 2011 года – 74. Сократилось количество возвратов на 18%.
Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Москве функционирует 28 школ приемных родителей, в которых подготовлено за полтора года более 1500 человек.
В настоящее время в соответствии с действующим федеральным законодательством прохождение подготовки кандидатами в замещающие родители основано только на желании самих граждан. А требование об обязательном прохождении специальной подготовки отсутствует. Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.
Основные цели подготовки кандидатов в замещающие родители:
- осознание ими реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, оценка ответственности, которую они берут на себя;
- знакомство с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье; научить кандидатов рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий.
В настоящее время на территории города неравномерно представлены возможности обучения в школах приемных родителей. Так, в Юго – Восточном округе работают 7 школ, в Северо – Восточном и Северо – Западном округах – по одной. Такая ситуация не обеспечивает возможность обучения в шаговой доступности от места проживания или места работы будущих родителей.
Для реализации в полном объеме программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, Департаментом семейной и молодежной политики высказаны пожелания о привлечении к работе в школах специалистов уполномоченных органов опеки, попечительства и патронажа и специалистов системы здравоохранения. Также в Государственную Думу представлен проект федерального закона, устанавливающий обязательное прохождение подготовки граждан (за исключением отчимов/мачех, близких родственников детей, а также лиц, которые являлись/являются опекунами/попечителями, усыновителями и не были отстранены от своих обязанностей).
Анализ сегодняшней ситуации показывает, что Школы приемных родителей, созданные в Москве, готовы принять будущих замещающих родителей на обучение. По данным опроса специалистов 125 муниципалитетов города Москвы, полученным учебно-методическим центром «Детство», из состоящих на учете замещающих семей в первом полугодии 2011 года только 13,9% получали услуги по сопровождению в учреждениях города Москвы. В рамках каждой формы устройства среди замещающих семей, получающих услуги по сопровождению на первое место выходят патронатные семьи – 97,3%, на втором - приемные (16,6%) и опекунские (16,2%) семьи, и только 4,5% из всех семей – семьи усыновителей. Наибольшее число замещающих семей, охваченных услугами по сопровождению, живут в Зеленоградском административным округе - 45,8% всех имеющихся там замещающих семей, а в Северо-Восточном - 23%, Северном - 20,5%, Западном - 19,8%, Южном - 16,2%. Следует отметить, что данные муниципалитетов по сопровождению семей, отражают общую тенденцию в городе Москве.
Разработанное Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы Положение о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание было утверждено Правительством Москвы в сентябре 2011 года. Оно позволит создать в городе систему оказания уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, на основании договора о сопровождении семьи. Этим постановлением предусмотрен и порядок отбора, уполномоченных организаций, участвующих в сопровождение семьей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
По данным мониторинга в городе оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 83 организациями. Учреждения Департамента семейной и молодежной политики составляют 36,2 %, Департамента социальной защиты населения - 26,5%, Департамента образования - 16,9%, Департамента здравоохранения – 8,4%.Городские муниципальные учреждения внутригородских муниципальных образований – 4,8%. Общественные организации и фонды –7,3%.
В настоящее время при Департаменте семейной и молодежной политики начинает работать Комиссия по отбору уполномоченных организаций любой ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций, готовых осуществлять подготовку граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, а также сопровождать замещающие семьи. Перед департаментом стоят задачи: провести широкую разъяснительную работу с гражданами, желающими принять детей в семью, муниципалитетами, среди замещающих семей и подведомственных учреждений, а также организовать работу по отбору уполномоченных организаций и внедрить в практику учреждений различной ведомственной подчиненности функций по подготовке граждан и сопровождения.