Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Турланова, И. М. Современное состояние информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой политики / И. М. Турланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 1. — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3911/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях глобализации мировой экономики, продолжающейся либерализации внешнеэкономических связей и размывания границ между рынками товаров и услуг внешняя торговля является локомотивом развития экономики любой страны. Она играет существенную роль в формировании валового внутреннего продукта (ВВП), валового внутреннего спроса, экономического потенциала страны и уровня доходов населения.

Не является исключением и Российская Федерация. В условиях функционирования Таможенного союза рост ее внешнеторгового оборота и расширение внешнеторговых связей являются одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны. Так, например, по данным Росстата, вклад прироста физического объема экспорта составлял 2,3 процентных пункта из 6,0% ежегодного прироста ВВП в 2001 – 2005 годах, 1,6 процентных пункта из 7,7% – в 2006 – 2007 годах. Вместе с тем сам по себе рост внешнеторгового оборота и даже его положительное сальдо не всегда свидетельствуют об эффективности экономики государства.

В Российской Федерации этот рост обеспечивается, с одной стороны, за счет экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, с другой – импортом практически всех товаров, необходимых для обеспечения жизни и деятельности населения страны. Тем самым экономика государства ставится в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Это существенно снижает уровень экономической безопасности государства.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости формирования рациональной внешнеторговой политики. Качество внешнеторговой политики в значительной степени определяется ее информационно-аналитическим обеспечением. Вместе с тем, как показывает практика, существующий уровень информационно-аналитического обеспечения не позволяет в полной мере формировать эффективную внешнеторговую политику. Так, например, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в последние годы, ситуация во внешнеторговой сфере по-прежнему далека от благополучной. Об этом, в частности, свидетельствует приведенная на рис. 1 и 2 товарная структура экспорта и импорта в 2010 году.

Рис. 1. Товарная структура импорта Российской Федерации в 2010 году


Рис. 2 Товарная структура Российской Федерации экспорта в 2010 году

Таким образом, в целом имеет место проблема информационно-аналитического обеспечения формирования внешнеторговой политики Российской Федерации.

В условиях Таможенного союза и создания Единого экономического пространства государств – членов Союза проблема информационно-аналитического обеспечения формирования рациональной внешнеторговой политики еще более обостряется. Это обусловлено необходимостью согласования интересов государств Союза при определении приоритетов внешнеторговой деятельности и установлении механизмов их реализации. Следовательно, в настоящее время имеет место обостряющееся противоречие между требуемым и существующим уровнями информационно-аналитического обеспечения формирования внешнеторговой политики Российской Федерации.

Основным источником информации для обеспечения формирования внешнеторговой политики являются данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. Ее ведение – одна из приоритетных функций таможенных органов. Таможенная статистика внешней торговли всегда была призвана обеспечивать полный и достоверный учет экспортируемых и импортируемых товаров, прежде всего, в целях:

разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;

составления платежного баланса и системы национальных счетов;

прогнозирования макроэкономических показателей государства.

В условиях функционирования Таможенного союза внешнеторговая статистика приобретает особую роль. Являясь источником информации для принятия решений на разных уровнях управления, она обеспечивает информационно-аналитическими материалами соответствующие федеральные органы всех государств-членов Таможенного союза, участвующие в формировании экономической и, в частности, внешнеторговой политики.

В интересах их информационно-аналитического обеспечения таможенная статистика формирует данные о детализированном экспорте и импорте в разбивке по странам, группам стран и товарам за определенный период времени. Объемы этой информации уже в настоящее время труднообозримы и имеют тенденцию к увеличению, что обусловлено постоянным увеличением количества экспортных и импортных операций. С формированием Таможенного союза скорость увеличения объемов указанных операций резко возросла. Следовательно, в интересах формирования внешнеторговой политики возникает необходимость представления их в более информативном и удобном для использования виде. Информативность обеспечивается представлением первичных данных в виде соответствующих динамических рядов и последующей их сверткой в обобщенные показатели динамики. Необходимость в обобщенных показателях вызвана тем, что именно своевременное и комплексное исследование структуры и динамики внешней торговли на основе данных таможенной статистики способствует решению задач, связанных с:

анализом результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

разработкой и принятием решений в области внешнеторговой политики;

разработкой платежного баланса и системы национальных счетов;

прогнозированием макроэкономических показателей;

содействием развитию внешнеэкономической деятельности;

расширением внешнеторговых связей.

Оперативные данные о динамике и структуре внешней торговли на основе данных таможенной статистики являются не только основанием для формирования внешнеторговой политики, но и индикаторами ее эффективности. Они позволяют в процессе ее реализации вовремя корректировать направления политики с учетом сложившейся экономической обстановки.

Основной инструмент исследования динамики внешней торговли – индексы, применяемые в различных отраслях экономики, в том числе и во внешней торговле. Индексы внешней торговли, являясь характеристикой изменения количественных и стоимостных объемов внешней торговли, играют значимую роль в решении задач, связанных с макроэкономическим анализом, изучением конъюнктуры рынков, формированием политики в области внешней торговли, все большим вовлечением Российской Федерации в международную торговлю. Решение поставленных задач напрямую зависит от того, насколько индексы внешней торговли адекватно отражают реальную динамику экспорта и импорта товаров.

Совершенствование системы исчисления индексов должно опираться на соответствующий научно-методический аппарат. Основы этого аппарата заложены в трудах российских и зарубежных ученых.

В своих работах индексные числа исследовали такие ученые, как Фишер, Уолш, Эджворт, Диверт, Аллен, Е.Б. Ершов, С.Г. Струмилин, М.Г. Виноградова, В.И. Зоркальцев и другие. Однако их работы касались преимущественно вопросов становления и развития теории индексов.

Индексы внешней торговли стали объектом исследования во второй половине XX века в связи с расширением мировых экономических связей. Тогда же появились первые публикации по данному вопросу. В России исчисление и публикация индексов внешней торговли начались только в 1996 г., что обусловило более позднее появление соответствующих исследований. Наибольший практический интерес представляют научные труды В.Л. Сельцовского, Г.И. Деева, Т.А. Крутовой, Е.В. Родительской, в которых подробно рассмотрены вопросы исчисления индексов внешней торговли и возможности их использования для оценки ее эффективности.

Вместе с тем полученные к настоящему времени теоретические положения не обеспечивают необходимое совершенствование системы исчисления индексов внешней торговли. Это обусловлено следующим:

  1. Существующие индексы внешней торговли не в полной мере обеспечивают возможности их расширенного использования как для формирования внешнеторговой политики, так и для международного сопоставления расходов на внешнюю торговлю.

  2. Существующая система индексных показателей направлена на сравнение показателей в текущий момент времени с аналогичным периодом предыдущего года. Однако, наряду с этим, необходимо обеспечивать возможность последовательного сравнения показателей каждого текущего периода наблюдения с предыдущим.

  3. Исчисляемые индексы не в полной мере отражают реальную динамику цен, стоимостных и физических объемов внешней торговли.

  4. Используемая методология сбора информации, основанная на использовании стоимости единицы товара, не обеспечивает требуемую достоверность и точность индексов внешней торговли.

  5. Методология исчисления индексов не в полной мере актуализирована с учетом функционирования Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.

Указанные недостатки существующей системы исчисления индексов внешней торговли не обеспечивают формирование рациональной внешнеторговой политики, что, в конечном счете, ведет к существенным экономическим потерям Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя торговля, внешнеторговая политика, Российская Федерация, Таможенный союз, полная мера, таможенная статистика, информационно-аналитическое обеспечение, информационно-аналитическое обеспечение формирования, рациональная внешнеторговая политика, внешнеторговый оборот.


Задать вопрос