Потребность в эвристическом обучении при развитии креативных способностей учащихся средних общеобразовательных школ в настоящее время считается важной. На этом этапе основным технологическим элементом эвристического обучения является эвристическая обучающая ситуация, которая организуется учителем или непосредственно появляется сама и считается ситуацией, которая решается совместной эвристической деятельностью всех участников. Её цель – создание в процессе специально организованной деятельности учащихся в достижении обучающих результатов (идей, проблемы, гипотезы, схемы, опытов, текстов). В результате этого обучающая продукция превышает все предполагаемые степени.
Она создает себе проблематику педагогической ситуации, ставит задачу деятельной технологии, изучает образовательную деятельность учащихся и заранее предполагает ожидаемые образовательные результаты.
Ситуация является определённым, постоянным состоянием и зарождается в сочетании условий и положений, которые создают её. Обучающая ситуация понимается определённой временной и пространственной частью педагогической действительности. Продолжительность образовательной ситуации может состоять из минут или нескольких дней.
Ситуативный принцип – может быть основой одного урока на каждом этапе эвристического обучения, системой занятий по учебному курсу, может быть взят основой деятельности целой школы.
Началом эвристической ситуации может послужить искусственно созданная ситуация или естественно появившийся штурм. Следующим указанным моментам свойственен обучающий штурм:
- создание учителем обучающего штурма, соответствующего цели;
- возникновение вопроса или проблемы;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- трудности, возникшие при выполнении заданий или при решении задачи;
- нарушение обычных критериев обучающей деятельности;
- многогранность различных взглядов по отношению к рассматриваемой задаче.
Как возникает эвристическая обучающая ситуация?
Прежде всего, будем опираться на личный опыт учащихся и выделим вопросы, которые могут быть интересными для их личного наблюдения. Например: можно обратиться к таким вопросам “Где появилось?”, “Откуда взято?”, “Почему именно так, а не по-другому?”. Вопросы составляет учитель, однако, процесс обучения будет эффективней, если вопросы будут задаваться учащимися.
На вопросы, заданные выше, учащиеся дадут различные варианты ответов, правильность каждого варианта ответа проверяется учителем или самими учащимися, и уточняется внесением дополнений.
Мнения учащихся будут делиться по ответам на две или несколько групп. Конечно, работа со многими вариантами создаёт трудности. На этом этапе задачей учителя является стремление к пониманию противоположных мнений учащихся по общей теме и регистрация этих мнений, а также обучение учащихся точному выражению своего мнения образно, точно с помощью слов. Самое главное в этом не выходить за границы темы. Во многих случаях обсуждаемый вопрос может иметь не только один правильный ответ. Единства по правилам нет даже в самой науке. Поэтому не надо торопиться с объявлением учащимся правильного ответа. Каждый ученик определяет ответ сам для себя. При этом, при знакомстве с другими ответами у ученика развиваются основы понятий об общечеловеческой культуре и науках, после определения взглядов учащихся и зашиты своих мнений можно продолжить по-разному.
1. Обсуждение заканчивается, и каждый ученик остаётся при своём мнении.
2. Учитель доводит до учащихся знания или культурно-историческую информацию по обсуждаемому вопросу, а ученики сравнивают свои мнения с научными сведениями.
3. Высказанные ответы проверяются практикой и доказываются.
Обучающая ситуация может решить основную проблему не до конца, а это в свою очередь создаёт возможность поиска других решений.
Условие достижения цели и задач эвристического обучения – это сохранение индивидуальных способностей учащихся, их оригинальность, их разную степень. При решении этой проблемы учитель-экспериментатор использует следующие способы:
- раздача индивидуальных заданий учащимся на уроках;
- организация парной или групповой деятельности на уроках;
- раздача открытых заданий учащимся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей;
- рекомендации учащимся по выбору темы творческой работы, по выбору содержания домашнего задания, по составлению плана занятия для себя.
Рассмотренный подход в свою очередь имеет особое значение на этапе развития креативных способностей учащихся.
- Литература:
1. Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа. – Ташкент. “Янги йул полиграф сервис”, 2010. – 292 стр.
2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.
3. Жураев Р.Х, Толипов У.К, Шарипов Ш.С. Научно-педагогические основы профориетационной направленности учащихся в системе непрерывного образования.