Организация самостоятельной работы студентов (из опыта работы со студентами неязыковых факультетов) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1511 раз

Библиографическое описание:

Власова, М. В. Организация самостоятельной работы студентов (из опыта работы со студентами неязыковых факультетов) / М. В. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3917/ (дата обращения: 16.11.2024).

Принципиальное изменение организации образовательного процесса с учетом условий современного информационного общества требует кардинального переосмысления роли самостоятельной работы студентов (СРС). Оптимизация организации СРС определяется как одна из приоритетных задач в рамках модернизации российского образования, в ситуации, когда «высокими темпами идет информатизация процесса обучения» [1, c. 360], «укрепляется тенденция к формированию системы непрерывного образования»[1, c. 361]. Необходимость совершенствования содержания СРС диктуется и общемировыми тенденциями в области образования.

В рамках перехода вузов на государственные образовательные стандарты третьего поколения самостоятельная познавательная деятельность приобретает особую значимость. В то же время отсутствует универсальная эффективная модель планирования, организационных форм и методов, оценивания результатов СРС. В этой связи значимым является учет положительного опыта организации СРС, о чем и пойдет речь в данной статье.

В современном обществе весомость дисциплины «Иностранный язык» возрастает.Уже никто не ставит под сомнение тот факт, что успешность выпускника во многом определяется его коммуникативными способностями, умением находить эффективные коммуникативные стратегии. Молодой специалист должен демонстрировать готовность работать в интернациональной команде, аргументировать собственные выводы, уметь презентовать результаты своей работы на иностранном языке, заниматься организационно-управленческой деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке информации. Однако одновременно происходит сокращение часов аудиторной нагрузки. Эта тенденция подчеркивает необходимость эффективной организации СРС, применения технологий активации обучения.

Реализация учебной дисциплины в логике компетентностного подхода влечет индивидуализацию процесса обучения. «Современная модернизация образования, предполагая трансформацию ЗУНов в компетентности, связана не с их отрицанием и изгнанием из обучающего процесса, но с приобретением ими иного качества» [2, c. 126]. Необходимо научить студента самостоятельно добывать знания, решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, работать с научной литературой, реферировать и аннотировать прочитанное. В процессе освоения дисциплины студент должен осознать необходимость самообучения и постоянного профессионального самосовершенствования. Компетенции невозможно просто передать, а необходимо наработать самому в результате социально-профессиональной жизнедеятельности. Это требует большую самостоятельность студента, его активное участие в деятельности учебного заведения, участие в олимпиадах, оформление грантов, самостоятельную, внеаудиторную, профсоюзную работу.

Критическое осмысление традиционных педагогических технологий показало необходимость переориентировать СРС на активный подход в получении знаний. Компетентностный подход означает модификацию форм и методов педагогической деятельности. Это предполагает отказ обучающихся от позиции «ученичества». Задача преподавателя не только передать глубокие фундаментальные знания, а, прежде всего, развить навыки самостоятельного приобретения и применения знаний, т.е. научить студента успешно учиться.

Однако, как показывает практика, большинство студентов испытывают серьезные затруднения в организации своей самостоятельной работы в силу разных причин: низкого уровня самостоятельности и инициативности, ответственности за собственное образование, отсутствия навыков творческой деятельности и саморегуляции.

Для успешной организации СРС целесообразным видится знакомить студентов в начале семестра с рейтинг планом, графиком СРСи банком творческих заданий. Для этого можно разработать «Памятку для самостоятельной работы студентов», где будут приведены все виды заданий, выносимых на самостоятельную работу, сроки их выполнения и предоставления результатов, рейтинговая система оценки и формы контроля. Важно также ознакомить студентов с критериями оценки выполнения заданий. Памятка может предоставляться студентам в распечатанном и электронном варианте, так, чтобы у студентов была возможность обратиться к ней при определении алгоритма выполнения самостоятельной работы.

Из всего многообразия типов самостоятельной работы наиболее эффективными представляются эвристическая и творческая работа. Поэтому можно предложить студентам самостоятельно выбрать тип задания из многообразия предложенных, назовем это «Банком творческих заданий для СРС». Приведем несколько примеров заданий по различным темам: создание личной Интернет-страницы, подготовка и проведение викторины «Я знаю свой город», разработка маршрута для иностранных гостей по городу, составление списка научных журналов, тематически связанных со специальностью, их презентация, подготовка доклада об инновациях, разработках, патентах факультета или кафедры.

В «Банке» должны быть представлены задания разной степени сложности, направленные на развитие творческой активности учащихся. При этом студенты могут проявлять собственную инициативу, выбирать индивидуальную траекторию самостоятельной деятельности, исходя из своих целей, умения их реализовывать, интересов и возможностей. Самостоятельный подход к выбору заданий позволяет реализовать дифференцированное обучение и индивидуальный подход.Преподаватель должен выступать в роле эксперта, помощника по обучению, наставника, который пробуждает стремление к обучению, заложенное в каждом человеке. Он должен активизировать познавательную деятельность студентов.

Специфика творческих заданий заключается в том, что выполнение многих из них предполагает презентацию результатов в аудиторные часы. Такая коммуникативная направленность данного вида СРС очень результативна с точки зрения формирования у студентов коммуникативной компетенции, навыков творческой деятельности. Некоторые задания включают элементы исследования, подразумевают работу в команде, в процессе подготовки студенты учатся находить наиболее эффективные методы межличностного общения и поиска информации.

Особо должно отмечается участие студентов в научных и научно-практических конференциях и семинарах, где студенты имеют возможность выступить с докладом на круглых столах и опубликовать статью. Кроме того, особое внимание необходимо уделить подготовке студентов к участию в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу, ежегодно проводимых в университетах.

Представляется важным предусмотреть наличие межпредметных и междисциплинарных связей в заданиях, выносимых на СРС, особенно это значимо для студентов старших курсов. Обучающиеся должны видеть возможности применения знаний в процессе профессионального роста по иностранному языку и техническим специальностям в совокупности. Необходимо апеллировать к личностным целям будущих специалистов-инженеров. Это будет являться значимым стимулирующим и мотивационным фактором.

Говоря об организации СРС, нельзя обойти вопрос об использовании компьютерного инструментария, средств информационных технологий при обучении иностранному языку. Традиционно студенты 1-2 курсов выполняют лабораторные работы по изученным темам с помощью программ компьютерной поддержки. В условиях развития информационного образовательного пространства возможности использования ИТ при обучении иностранному языку настолько многообразны и широки, что выбор остается за преподавателем, который должен учесть уровень подготовки обучающихся и техническую оснащенность.

Очень продуктивным, как показывает опыт, является использование обучающих видеоуроков для самостоятельной работы. Разнообразные видеоуроки можно подобрать на различных сайтах, например engvid.com, где представлены обучающие видеоуроки разного уровня сложности от Elementary до Advanced по разным лексико-грамматическим темам. После просмотра урока студентам предлагается проверить себя, выполнив тест в интерактивной форме. В случае неуспешного выполнения студенты могут повторно просмотреть материал.

Для удобства обмена информацией можно предложить каждой группе студентов создать свой электронный ящик, куда преподаватель будет направлять домашние задания для самостоятельной работы и рекомендации по ее выполнению. Очень богатым ресурсом заданий на аудирование являются сайты breakingnewsenglish.com, bbc.com, www.voa.com, преимущество использования которых состоит в том, что материалы, представленные на сайтах, постоянно обновляются и тем самым не теряют своей актуальности. Преподаватель подбирает темы близкие студентам по различным актуальным вопросам жизни современного общества. Работа с подобным аудиоматериалом дает студенту необходимый современный вокабуляр и расширяет тематику общения и познавательные интересы.

На сегодняшний день существует возможность скачать электронные варианты различных учебных пособий с аудио- и видеоматериалами. Преподаватель формирует для студентов папку с необходимыми учебными пособиями, которые используются как на занятиях, так и для самостоятельного изучения. Тем самым у студентов появляется возможность проработать и повторить материал, пройденный на занятии, дома.

Работа с видео всегда является большим эмоциональным стимулом для студентов с разным уровнем языковой подготовки. Использование аудио- и видеоматериалов для СРС стимулирует усвоение и отработку лексико-грамматических и фонетических явлений современного иностранного языка.

Задача преподавателя при организации СРС – научить студентов ориентироваться в потоке информации. Эффективным способом формирования и развития познавательной активности студентов является задание «treasurehunt». Студентам предлагается несколько вопросов, обычно объединенных одной тематикой, ответы на которые можно найти, ознакомившись с различными сайтами, которые указаны напротив каждого вопроса. Выполняя такие задания, студенты учатся самостоятельно добывать знания и правильно их использовать в процессе подготовки ответа.

Таким образом, можно констатировать, что включение в содержание СРС аутентичных аудио- и видеоматериалов, ресурсов сети Интернет способствует достижению более качественного уровня языковой подготовки студентов неязыковых специальностей. Возможность проявить инициативу при выборе заданий для СРС вызывает осознанный интерес к изучению предмета.

Организация СРС должна быть направлена на то, чтобы обучающийся стал не просто потребителем образовательных услуг, а субъектом процесса обучения.


Литература:
  1. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXIвека / М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 444 с.

  2. Петрова Г.И. Открытое образовательное пространство в конетексте коммуникативной рациональности: методические подходы и практика управленческой деятельности в образовании: Монография. – Томск: Томский ЦНТИ, 2008. 136 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, самостоятельная работа, иностранный язык, задание, возможность, выбор заданий, задача преподавателя, самостоятельная работа студентов, современное общество, творческая деятельность.


Похожие статьи

Использование ознакомительной практики преподавателей для повышения квалификации преподавателей и улучшения качества выпускных работ студентов

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

К вопросу об использовании элементов проектной методики в обучении студентов неязыковых специальностей

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Похожие статьи

Использование ознакомительной практики преподавателей для повышения квалификации преподавателей и улучшения качества выпускных работ студентов

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

К вопросу об использовании элементов проектной методики в обучении студентов неязыковых специальностей

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Задать вопрос