Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Ключевые понятия: социальные и персональные компетенции, воспитывающее обучение в плоскости компетентностного подхода, диалоговые технологии, учебная дискуссия.
Given article is dedicated to description of the competent approach of the education in preparing the future teacher to professional activity, are offered new methods of the education and education, promoting shaping competency beside them.
Key notions: social and personal competencies, bring up education in planes approach, dialogue technologies, scholastic debate.
Современный этап развития образования Узбекистана характеризуется новыми подходами к обучению, которые требуют новых методов организации учебно-воспитательного процесса, современных условий образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Закон «Об образовании» Республики Узбекистан акцентирует внимание на необходимости создания образовательной среды, обеспечивающей эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе педагогических технологий. В «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан обоснованно подчеркивается, что качественные перемены в образовании находятся в прямой зависимости от кадрового обеспечения. Задача совершенствования подготовки педагогических кадров в условиях становления рыночной экономики заключается в коррекции и дополнении их профессионального образования, оснащенной современной методологией и реализующей гибкие формы обучения. Система подготовки квалифицированных педагогических кадров во многом определяется состоянием профессионально-методической подготовки будущих учителей в вузе. Тенденции развития современного общества обуславливают необходимость формирования педагога нового типа, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к профессиональному самосовершенствованию. Принципиальная особенность такого подхода заключается в изменении позиции учителя в координатах образовательной среды, предполагающем превращение его из объекта обучения и воспитания в субъект, формирующий сам себя. Сказанное ставит высшую школу перед задачей подготовить будущего учителя к профессионализму. Большая роль в этом, на наш взгляд, принадлежит компетентностному подходу. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у будущего учителя компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что студенты должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:
1) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
2) компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
3) компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
4) компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
5) компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Современная научная литература определила следующие виды компетенций:
1) политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
2) межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
3) коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
4) социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
5) персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [11]
Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими [18].
Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно [19].
Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности. Приведенный обзор дефиниций компетенций представляет только малую часть их фактического изобилия, отражающего авторские понимания сущности этого феномена, многообразие нюансов и акцентов. Во всех упомянутых определениях отражается (предчувствуется) спонтанно происходящий общесистемный (парадигмальный) сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью жить в современном мире.
Компетенции суть контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирование. Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у будущего учителя в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности. Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования. Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем. Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу. При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной. Общекультурные компетенции. Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры. Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно-познавательные компетенции. Умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности. Способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные компетенции. Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель). Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций. Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Формирование ключевых компетенций будущего учителя обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей будущего учителя, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития будущего учителя. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: метод наблюдения; метод коллективного анализа деятельности, размышления; метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности студента в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
- метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
-метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
-метод «творческого выполнения задач»;
-метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
-метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
-метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности будущего педагога, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
- Литература:
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27
Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25
Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение // Учитель, № 6 – 2005. – С. 7-11