Термин «медиатор» является буквальным воспроизведением английского mediator, означающего «посредник, примиритель»[1,c.10].
Однако, использование в отечественном законодательстве для обозначения лица, содействующего примирению спорящих сторон, представляется неверным и вызывает возражения[2].
В гражданском праве под термином «посредник» понимается лицо, которое, действуя от собственного имени, но в интересах и за счет другого лица (клиента), по поручению последнего совершает двусторонние сделки или содействует клиенту в их совершении, за что получает вознаграждение[3,c.11].
Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Говоря о том, представители каких специальностей и сфер деятельности составят категорию профессиональных российских медиаторов отметим, что закон о медиации не содержит каких-либо ограничений в заданном направлении, устанавливая лишь возрастной ценз в 25 лет и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16). При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст. 1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей[4,c. 24 - 29.].
Достаточно распространённым является мнение, согласно которому в роли медиатора может выступать нотариус[5,c.4].
Так, И.Г.Черемных считает, что медиацию в практике российского нотариуса следует рассматривать как разновидность оказываемой им квалифицированной юридической помощи, направленной, как и вся нотариальная деятельность, на обеспечение и защиту прав граждан и юридических лиц[6].
Медиаторы не являются судьями или представителями какой-либо стороны спора и не обладают правом принимать решение по спору. Они лишь способствуют урегулированию возникшего спора, помогают сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта[7,c.2].
На взгляд Ц.А. Шампликашвили медиатор не должен предлагать решение. Он может сделать это исключительно в тех случаях, когда сами стороны его об этом попросили и более того, он должен постараться этого избегать. Потому что предложенное им решение, все равно будет его решение. И где гарантии, что это решение будет отражать интересы сторон? В этом одно из принципиальных отличий медиации в ее современном понимании от посредничества - как любой формы участия третьей стороны в разрешении спора[8].
На взгляд О.М.Дементьева, Е.В.Тихоновой, посредник должен уметь: 1) Оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон; 2) Быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений; 3) Быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь; 4) Быть испытателем реалистичности и осуществимости, высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными; 5) Быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему; 6) Быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию; 7) Быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны; 8) Уметь содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению[9].
Медиатором может являться как лицо, состоящее в специально созданной компании, так и лицо, которое пользуется авторитетом, уважением, доверием обеих сторон. Медиатором, как правило, является только физическое лицо. Нейтральное третье лицо не является ни судьей, ни арбитром и не принимает решений. Такой человек, заслуживший доверие обеих сторон, беседует с каждой из них и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Это позволяет медиатору предложить пути решения проблемы, которых не видят сами спорящие. Обычно подобный путь отвечает целям обеих сторон, а иногда учитываются и личные интересы непосредственных участников переговорного процесса. Затем медиатор помогает сторонам прийти к соглашению и оформить его документально[10]. Для кого-то медиация - это профессия, род занятий. Такие лица должны пройти специальный курс обучения и могут быть членами своей саморегулируемой организации. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов», 5 марта утверждена и опубликована Программа подготовки медиаторов (ППМ). Это дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки. Программа разрабатывалась и утверждалась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов", Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ, что является признанием социальной значимости этого правового инструмента.
- Литература:
Носырева Е.И., Стернин И.А. "Посредничество" или "медиация": к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. N 1. С. 10.
Рожкова М.А. Кто такой примиритель и нужен ли ему "свой" закон?// "Закон", 2007, N 11.
Егоров А.В. Понятие посредничества в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
Понасюк А.М. Выполнение адвокатом роли медиатора как особый вид адвокатской деятельности // Адвокат. 2010. N 9. С. 24 - 29.
Грефин фон Шлиффен К. Медиация в системе внесудебных форм разрешения споров // Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов): Пер. с нем. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 4; Ригер Г., Мим К. "Нотариус в качестве медиатора" // "Бюллетень нотариальной практики", N 6, 2005; Черемных И.Г. Перспективы участия нотариуса в процедуре медиации //"Современное право", 2006, N 11.
Черемных И.Г. Перспективы участия нотариуса в процедуре медиации //"Современное право", 2006, N 11.
См. напр.: Корякин В.М. Медиация как способ урегулирования споров, и возможность ее применения к воинским правоотношениям // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 10. С. 2 – 5; Ригер Г., Мим К. Нотариус в качестве медиатора // Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов) / Пер. с нем.; Отв. ред. К. Грефин фон Шлиффен, Б. Вегманн. М.: Волтерс Клувер, 2005.
- Шамликашвили, Ц. А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации: учеб. пособие для вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция» / Цисана Шамликашвили. - М. Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – C.23.
Дементьев, О.М., Тихонова, Е.В. Альтернативное разрешение споров: краткий аналитический очерк/ - Тамбов, "Издательство Першина Р.В.", 2010.
Калдина М.А. Медиация как инструмент корпоративного управления // Национальный совет по корпоративному управлению. 2007. N 3.