Одной из основных проблем современной системы образования является противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Решение этой проблемы требует пересмотра парадигмы образования, нацеленной на достижение абсолютного образовательного идеала – воспитание развитой личности, и перехода к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию через развитие способов деятельности.
Современная педагогическая наука переживает период переосмысления подходов к подготовке человека к профессиональной деятельности. Возросший темп внедрения инновационных разработок и их разнообразие – наиболее характерная черта современного производства, поэтому сегодня от системы образования требуется увеличение темпов включения новых идей и технологий в педагогический процесс.
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков, В.П. Беспалько выделяет следующие [1]:
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство.
При определении места и роли информационных и коммуникационных технологий современных направлений преподавательской деятельности в структуре подготовки будущих учителей трудового обучения и формировании их информационной культуры необходимо:
Рассмотреть структуру подготовки будущих учителей трудового обучения, политехническую подготовку школьников и преподавателей трудового обучения.
Рассмотреть содержание общего понятия информационной культуры, проанализировать особенности информационной культуры педагога, вопросы развития информационной культуры специалиста в вузе и в условиях профессиональной деятельности.
Сделать обзор использования информационно-коммуникационных технологий в сфере высшего образования и в образовательной области «трудового обучения».
Единство содержательной и процессуальной сторон обучения достигалось включением в содержание курса тем, связанных с общими педагогическими и методическими задачами изучения компьютерной техники в школе и вузе. Подробно рассматриваются ресурсы Интернет, дается их классификация, использование предпринимательства, тем самым достигается систематизация понятий, и закрепляются навыки пользования Интернетом в различных сферах деятельности.
В формы обучения по курсу заложена система лекционных, семинарских, практических занятий, на которых предусмотрено вовлечение студентов в самостоятельную творческую работу по реализации собственных проектов в области применения компьютерной техники.
При составлении программы учитывался принцип гуманитаризации образования, который соблюдался в отборе материала для формирования у студентов высокого уровня информационной культуры, составляющими которой являются:
умение формулировать свою потребность в информации;
осуществлять поиск нужной информации;
перерабатывать информацию и создавать новую;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
эффективно использовать средства информационных технологий при решении конкретных учебных задач и в проектной деятельности[2].
Критериями информационной культуры человека являются его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, перерабатывать ее и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность[3].
В заключении отметим, что информационное обеспечение преподавателей трудового обучения может создать условия для формирования у обучающегося системы устойчивых профессиональных знаний и умений пользования компьютерной техникой в учебной и трудовой деятельности, повышения качества подготовки будущих специалистов и активизации учебно-воспитательного процесса в вузе.
- Литература:
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. 1995.
Волохов А.В. Информационно-технологическая подготовка будущих учителей технологии при изучении современного информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Дисс. … канд. пед. наук: - М:2004.
Стародубова Г.А. Подготовка специалиста по формированию информационной культуры личности: опыт, проблемы // Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования: Сб. науч. трудов СГИИ. – Смоленск,2002.вып.III