В статье представлены результаты исследования социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Обнаружены проблемные зоны, которые должны стать мишенью коррекционных интервенций.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, студенты-первокурсники, социализация, профессиональное становление, высшее образование.
Студенческие годы — это принципиальный этап социализации, в котором наряду с профессиональным становлением активно осваиваются особые пласты культуры, устанавливаются личностные связи, часто сохраняющиеся в течение всей жизни. Б. Г. Ананьев, определял студенческий возраст как сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека. Он подчеркивал, что высшее образование оказывает большое воздействие на развитие личности человека, на его психику [3].
Проблема социально-психологической адаптации — одна из важнейших и актуальных научных проблем, которая в данный момент достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Говоря об адаптации студентов к обучению в вузе, мы, по существу, ведем речь о социально-психологической адаптации, которая означает приспособленность субъекта к социуму и подразумевает соответствие социального бытия индивида требованиям общества [2]. Социально-психологическая адаптация характеризуется высоким социальным контролем поведения, необходимостью постоянных нужных личностных изменений и отношений с социальной средой. Именно на регистрацию подобных данных направлено наше эмпирическое исследование, в котором принимали участие студенты 1 курса факультета психологии и специального образования СГСПУ. Общее количество участников исследования 30 человек. Психологическая диагностика осуществлялась с использованием теста «Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА)», разработанным К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированным к использованию в нашей стране Т. В. Снегиревой.
Заложенная в основу этого методического материала теоретическая схема исходит из понимания личности как ответственного автора собственного развития. В их концептуальном подходе адаптированность понимается, как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность; сюда же входят, например, чувство самоуважения и уважение других, понимание своих проблем и стремление справиться с ними, и с другой стороны, дезадаптации свойственны: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осознании своего актуального опыта, ригидность.
Особое значение исследования социально-психологической адаптации приобретает в отношении студентов первого курса ведь они попадают в качественно отличную от предыдущего этапа развития социальную среду, наполненную новыми правилами, требованиями, ответственностью. Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса поможет выявить проблемные зоны и своевременно применить профилактические мероприятия, что чрезвычайно важно для поддержания психологического здоровья и благополучия студентов. Данные соображения подвели нас к психологическому исследованию адаптации студентов-первокурсников.
Итак, воспользовавшись «Шкалой социально-психологической адаптированности (шкала СПА)», мы получили следующие, несколько противоречивые, результаты (см.рис.1).
Рис. 1. Социально-психологическая адаптивность в группе студентов первого курса
Как мы видим из рисунка 1, первичные данные об уровне адаптивности по выборке (97,63) находится в зоне неопределенности (68–136), поэтому мы можем только ориентировочно говорить о том, что студенты-первокурсники приспособлены к новой социально-образовательной ситуации, в принципе способны приводить в соответствие собственные мотивационные структуры требованиям социума. Т. е. как будто бы наши испытуемые обнаружили определенную личностную зрелость, они в достаточной степени готовы к изменениям своего отношения к новой для себя социальной среде и соответствующих ей своих поведенческих реакций. Однако и уровень дезадаптивности, в свою очередь, составил — 84 первичных балла, что также указывает на зону неопределенных характеристик (68–136) с противоположным вектором: здесь указание на незрелость тех же испытуемых, невротические отклонения, затруднения в принятии решения, являющиеся результатом постоянных фрустрационных попыток индивида реализовать те или иные цели. В конечном счете, вероятно, можно говорить, согласно интегральному показателю А=54 %, об умеренной, средней социально-психологической адаптации.
Тестовая структура (шкалы) социально-психологической адаптации составляют еще следующие психологические характеристики личности. На основании полученных данных можно говорить о том, что представленные пошкальные первичные показатели имеют неопределенный характер:
− самопринятие (30,7; зона неопределенности: 22–42) — можно бы утверждать, что у испытуемых высокая самооценка, которые в достаточной мере удовлетворены своими личностными характеристиками; но непринятие себя (20,2; зона неопределенности: 14–28) говорит о противоположном; в итоге, интегральный показатель S=60 % указывает на средний уровень самооценки студентами своих личностных качеств, умеренную удовлетворенность собой и некоторую уверенность, что может нравиться окружающим, что может быть интересен и привлекателен для других;
− принятие других (16; зона неопределенности: 12–24) — что говорит о наличии потребности в общении в нашей выборке, во взаимодействии, в совместной деятельности; но непринятие других (25,1; зона неопределенности: 14 -28) может говорить об отсутствии таких мотиваций; ориентируясь на интегральный показатель L=43 %, можно оценить наших испытуемых, как умеренно терпимых к другим людям, к их слабостям и недостаткам при наличии известной критичности к окружающим со склонностью давать им как позитивные, так и негативные оценки и стремлением к сохранению определенной дистанции в общении с ними;
− эмоциональный комфорт (16,8 зона неопределенности: 14–28) — выявил, на первый взгляд, отсутствие у ребят противоречивости в своём эмоциональном отношении к социальному окружению, предметам и явлениям; но показатели эмоционального дискомфорта (24; зона неопределенности: 14–28) указывают на обратную тенденцию; интегральный показатель Е=41 % позволяет ориентироваться на такие характеристики ребят, как умеренную неопределённость в эмоциональном отношении к окружающей социальной действительности: временные признаки неуверенности, некоторой подавленности, субдепрессивности;
− интернальность-внутренний контроль (33; зона неопределенности: 26–52) — молодые люди, составившие нашу выборку, вполне ответственны за события, происходящие в их жизни, полагаются в большей мере на себя, результаты деятельности объясняют своим поведением, характером, возможностями, данная препозиция говорит о наличии у них внутреннего, интернального контроля;
− стремление к доминированию (56,78 6) — у испытуемых высок уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, где зачастую личностно значимые задачи решаются ими за счет окружающих;
− эскапизм (16,26 10) — в то же время у первокурсников определился высокий уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.
Поэтому, согласно этим, детализированным, данным, мы можем охарактеризовать группу несколько более оптимистично, а именно, как группу, способную адекватно воспринимать себя и свое окружение, имеющую гармонию со своим внутренним миром и окружающими, так как на это способна лишь та личность, которая имеет высокую способность приятия себя. Также группу можно характеризовать как ответственную и сознающую высокую степень влияния собственных поступков на происходящие события в их жизни, об этом свидетельствует показатель интернальности, испытуемые не склонны строить иллюзии по поводу происходящих жизненных событий, с большей вероятностью склонны напрямую решать сложные жизненные ситуации, но по возможности также избегать их.
Таким образом, дальнейшая работа со студентами должна быть направлена на формирование способности к решению проблемных ситуаций. Ведь как известно, склонность к избеганию проблем часто приводит к возникновению академических задолженностей студентов, что, в свою очередь, снижает не только общую успеваемость, но и в целом качество усваиваемых знаний, а также влияют на самооценку, общий уровень удовлетворенности обучением и социальной жизнью [1].
Литература:
- Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения. Электронный ресурс-http://www.humanpsy.ru (дата обращения 25.11.2020)
- Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. — № 3. — С. 37.
- Чернова О. В., Сячин М. В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2008. — № 4. — С. 65–74