Статья посвящена проблемам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в Орловской области после получения образования. В рамках исследования авторы предложили ряд мер по повышению эффективности реализации программ по поддержке инвалидов по зрению в процессе их трудоустройства, выявили основные проблемы, затрудняющие получение вакансий, и предложили пути их преодоления
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, проблемы инвалидов по зрению, трудоустройство инвалидов по зрению, рекомендации
Keywords: people with disabilities, problems of visually impaired people, employment of visually impaired people, recommendations
Права и свободы граждан определяют их степень защищенности и степень постоянства в государстве. В Конституции РФ прописано, что «каждый имеет право на труд <…> без какой бы то ни было дискриминации» [2]. Российская действительность показывает, что трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой одну из наиболее рассматриваемых проблем, при решении которой, даже с учетом ратификации Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, не удалось добиться существенных положительных изменений. Устойчивых и эффективных результатов не дало изменение ряда законов, различного рода социально-экономических программ и реорганизации соответствующих социальных институтов.
По результатам опросов существенное количество жителей Российской Федерации считают, что для лиц с ОВЗ пока еще не существует равных возможностей трудоустройства. При этом у 30 % россиян есть близкие или друзья с инвалидностью. По мнению А. А. Тринадцатко «около 67 % опрошенных в 2016 г. указали на тот факт, что лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не располагают теми же возможностями для образования и трудовой занятости, что и другие граждане» [4].
Становится очевидным, что именно трудовая деятельность после получения образования является для инвалидов не только реабилитационной, адаптационной и социализирующей составляющей, но и одним из основных векторов социальной подвижности, возможностью повышения социального статуса, а также помогает интеграции в различные сферы общественной жизни.
Согласно научным исследованиям по проблеме трудоустройства, такая дискредитация обусловлена рядом реальных ограничений, которые не дают возможность получить работу лицам с ОВЗ:
а) «узость» сегмента рынка труда, где они могут быть трудоустроены инвалиды по зрению;
б) необходимость дополнительных издержек, связанных с созданием специализированных рабочих мест и соблюдением специальных условий на рабочем месте;
в) зависимость от социальных коммуникаций и взаимодействий при выполнении профессионально-трудовых функций;
г) потребность в преодолении комплекса социальных барьеров и ограничений среды при включении и реинтеграции в сферу общественного производства;
д) негативное мнение социума в отношении трудоспособности незрячих и слабовидящих людей» [4].
Необходимо отметить, что люди с ограниченными возможностями не могут применить свои знания, полученные в ходе обучения в университете, несмотря на то, что они могут быть достаточно высокого уровня, по причине невозможности работодателем организовать рабочее место. Для человека, имеющего ограничения по зрению, данная проблема представляется наиболее значимой в связи с тем, что работодатель не может позволить себе организовать специальные условия: приобрести тифлотехнические средства. Главными же условиями успешного трудоустройства лиц с ограничениями зрения в г. Орле являются наличие такого работодателя, который имеет желание принять на работу слабовидящего, общее состояние здоровья лиц с ОВЗ по зрению, необходимый уровень образования и квалификации у претендента на должность
По результатам проведенных опросов основными причинами, побуждающими людей с ограничениями по зрению в г. Орле к трудовой деятельности, являются «наличие у них неудовлетворенной потребности в расширении спектра социальных взаимодействий и необходимость получения дополнительных средств для повышения своего уровня жизни» [4].
Трудовая деятельность инвалидов по зрению в г. Орле способствует у них формированию чувства самостоятельности и поддерживается осознанием собственной значимости и полезности. Это находит отражение в появлении у людей с ОВЗ желания попробовать свои силы в совершенно разных значимых сферах общественной жизни. Активизация профессиональной деятельности может положительно сказываться на эмоциональном фоне человека.
Особо следует отметить деятельность в рамках реализации Комплексного плана межведомственного взаимодействия, реализация которого началась в апреле 2017 года и рассчитана вплоть до 2025 года. С целью оказания профориентационных услуг лицам с ОВЗ и социально незащищенному населению, на территории города Мценска и Мценского района заключен договор о «межведомственном взаимодействии муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений и профессиональных образовательных учреждений среднего и высшего образования, а также службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству» [3]. Разнообразный план мероприятия предполагает широкий выбор услуг для лиц с ОВЗ по зрению. Так, с момента реализации плана в городе Мценске и Мценском районе профконсультанты КУ ОО «Центр занятости населения Мценского района» проводили беседы на темы: «Медицинские аспекты при выборе профессии», «Роль семьи в профессиональном самоопределении»; осуществляли профессиональный подбор, предоставляя рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности, соответствующих психофизическим особенностям граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.
Положительная оценка общества, с которым контактируют лица с ОВЗ по зрению, трансформация их социального статуса в процессе трудовой деятельности повышают «социальный интеграционный потенциал, под которым понимается конкретная индивидуальная совокупность характеристик человека, позволяющих ему расширить спектр своих социальных отношений, и повысить уровень интеграции в различные сферы общественной жизни» [3].
Важнейшими условиями, которые ограничивают в настоящий момент включенность значительной части безработных инвалидов по зрению г. Орле в коллективно-трудовые взаимоотношения, являются достижение ими пенсионного возраста в соответствии с новым законодательством и слабое здоровье. Кроме того, важным аспектом успешного трудоустройства является наличие доступной для инвалидов по зрению архитектурной среды в городе. Это способствует «повышению активности неработающих или работающих неофициально инвалидов по зрению в вопросе поиска ими официального места работы» [4]. Наиболее важным направлением повышения уровня трудовой занятости среди лиц с ОВЗ по зрению, на наш взгляд, является внесение ряда изменений в правила организации трудоустройства инвалидов по зрению, отказавшись при этом от многочисленных рекомендаций о возврате штрафов по отношению к организациям, не соблюдающих установленную квоту.
Чтобы уровень безработицы среди лиц с ОВЗ стал ниже существующего, проводится специальная работа службой занятости населения Орловской области. Основные направления этой деятельности связаны с:
− «профориентацией и психологической поддержкой безработных и незанятых инвалидов;
− обучением на специализированных учебных местах по специальностям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
− привлечением инвалидов к участию в общественных работах;
− оказанием помощи в организации самозанятости;
− содействием трудоустройству инвалидов на обычных и специализированных предприятиях и др». [3].
Профориентация лиц с ОВЗ по зрению подразумевает аргументированный выбор профессии, которая будет максимально соответствовать их персональным возможностям, интересам, особенностям характера, а также максимально эффективных форм обучения и дальнейшего трудоустройства. Очевидно, что значимость профессиональной реализации для здорового человека и инвалида кардинально различается: для людей, не имеющих проблем со зрением, профессиональное становление связано, в первую очередь, с успешностью в карьерном росте и достижением высоких результатов труда. В свою очередь, для лиц с ОВЗ по зрению, профориентация связана с адаптацией к той или иной трудовой деятельности при незначительной нагрузке на организм инвалида.
Основной проблемой в Орле и области, которая препятствует повышению уровня занятости лиц с ОВЗ по зрению после получения высшего образования остается слабо развития инфраструктура социальной среды города. Несмотря на реализацию федеральной программы «Доступная среда», городская инфраструктура не стала существенно доступнее для лиц с ОВЗ по зрению (это подтверждают 78,32 % людей с проблемами зрения). «Главными причинами такого положения инвалиды по зрению считают непонимание ответственными лицами особенностей различных категорий инвалидов и формальное отношение этих лиц к реализации положений программы «Доступная среда»» [3].
Опрос лиц с ОВЗ по зрению в г. Орле доказывает нашу мысль о том, что максимально продуктивными способами улучшения реализации программы «Доступная среда», пролонгированной до 2020 г., будут:
1) административная ответственность (включая материальную сторону) для ответственных должностных лиц и исполнителей, занимающихся архитектурным проектированием инфраструктуры города и контролем в рамках реализации программы «Доступная среда»;
2) обязательная корректировка некачественных работ при создании объектов доступной среды за счет исполнителя или учредителя при условии несоответствия выполненных работ требованиям и нормам и законодательства РФ;
3) привлечение представителей организаций инвалидов к этапам проектирования, создания и контроля качества объектов доступной среды;
4) создание межведомственного надзорно-контролирующего органа, действующего на постоянной основе, из представителей органов власти и общественных объединений инвалидов, с целью проведения им экспертизы разрабатываемых и сдаваемых объектов доступной среды.
Осуществление предложенных рекомендаций даст возможность значительно повысить доступность архитектурной, дорожной и транспортной инфраструктуры города не только для лиц с ОВЗ по зрению, но и других людей с ограниченными возможностями, не говоря уже о гражданах, у которых могут быть трудности с пространственным перемещением, не связанные с инвалидностью.
Трудовая деятельность выступает главным инструментом процесса интеграции инвалидов, позволяет им расширить круг социальных взаимодействий, приобрести новые социально-значимые статусы, увеличить набор социальных ролей. В рамках нашего исследования мы предложили ряд мер по повышению эффективности реализации программ по поддержке инвалидов по зрению в процессе их трудоустройства, выявили основные проблемы, затрудняющие получение вакансий, и предложили пути их преодоления.
Литература:
- Аналитический материал по итогам исследования о потребностях инвалидов в специальных условиях труда и существующих для них барьерах на рабочем месте [Электронный ресурс]. — URL: http://pandia.ru/text/78/135/3879.php (дата обращения 10.11.2020).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Об организации работы по трудоустройству и квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях г. Орла для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — URL: https://www.orel-adm.ru/ru/about/announce/ob-organizatsii-raboty-po-trudoustroystvu-i-kvotirovaniyu-rabochikh-mest-na-predpriyatiyakh-i-v-orga/(дата обращения 10.11.2020).
- Тринадцатко, А. А. Трудовая занятость как фактор социальной мобильности и интеграции инвалидов по зрению: дис.... канд. соц. наук: 22.00.04. — Хабаровск, 2018. — 217 с.