Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства мяча, позволяет существенно повысить уровень сформированности элементов техники игры в настольный теннис у слабовидящих подростков.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, настольный теннис, слабовидящие подростки, чувство мяча.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения во все времена являлось одной из первоочередных социальных проблем. Особую актуальность в последние годы приобрели вопросы организации двигательной активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура сегодня рассматривается не только как средство коррекции двигательных нарушений, но и как средство целостного развития личности и социальной интеграции таких детей.
Вопросам теории и методики адаптивного физического воспитания посвящено значительное количество работ, при этом в последние годы они рассматриваются в контексте инклюзивного образования (А. В. Аксенов, С. Д. Антонюк, С. А. Королев, А. С. Стрекалов, Е. Е. Буренина, Г. Е. Сенькина, И. Г. Вечканова, А. В. Запольский и др.), что вполне закономерно ввиду распространения практики инклюзивного физического воспитания. Одним из направлений подобной работы является организация в школе дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности, например, настольным теннисом.
Известно, что настольный теннис, как и другие индивидуально-игровые виды спорта, эмоционален, способствует переключению с негативных мыслей к активному отдыху, оказывает оздоровительный эффект, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, благоприятно воздействует на мышцы глаз. По общему признанию, благодаря многогранному воздействию на организм занимающихся занятия настольным теннисом являются эффективным средством физического воспитания [1], в том числе и школьников с нарушением зрения.
К настоящему времени различные аспекты проблемы адаптивного физического воспитания детей и подростков с различными нарушениями зрения раскрыты в работах О. В. Анфилатовой, М. В. Бутузовой, Д. В. Савченко, И. В. Кульковой, М. А. Мишина, Н. В. Надюк и др. В исследованиях этих и других авторов подтверждена эффективность влияния различных средств физической культуры на адаптационный потенциал, зрительное восприятие, состояние здоровья школьников с различными формами нарушений зрения [2], [3], [5], указывается на необходимость повышения продуктивности процесса адаптивного физического воспитания, оптимизации двигательной активности и внедрения научно обоснованных двигательных режимов для школьников рассматриваемой нозологической группы за счет использования комплексных и избирательных видов и форм физкультурно-спортивной активности [4]. В этой связи вопросы методики обучения технике игры в настольный теннис слабовидящих подростков в условиях внеурочных занятий, по нашему мнению, требуют дополнительного изучения.
Цель исследования — проверить эффективность методики обучения элементам настольного тенниса слабовидящих подростков в условиях внеурочных занятий.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Колодинская средняя школа» Пошехонского района Ярославской области. В нем приняли участие слабовидящие учащиеся 5–9 классов (n=8), занимающиеся в секции настольного тенниса в составе разновозрастной группы.
Для оценки исходного уровня сформированности у подростков элементов техники настольного тенниса использовались контрольные упражнения «прямая подача», «накат слева» и «подрезка справа».
Результаты констатирующего среза приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки сформированности элементов техники игры в настольный теннис (март 2020 г.)
№ испытуемого |
Прямая подача, кол-во раз |
Накат слева, кол-во раз |
Подрезка справа, кол-во раз |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
4 |
7 |
4 |
4 |
4 |
8 |
2 |
5 |
2 |
В течение периода с марта по май 2019 года с периодичностью 3 раза в неделю на занятиях секции по настольному теннису подростки обучались технике игры. Особенность методики обучения состояла в более широком использовании метода сопряженного воздействия, при котором освоение техники игры сочеталось с направленным формированием чувства мяча и развитием равновесия, которое играет значимую роль в теннисе — как при передвижениях, так и при выполнении ударов.
С целью формирования чувства мяча нами использовались следующие средства: удержание мяча на ракетке, катание мяча на ракетке по часовой и против часовой стрелки, вверх-вниз, вправо-влево, набивание мяча (жонглирование) на ракетке, а также набивание мяча об стену, набивание мяча в движении.
Для развития равновесия мы применяли следующие упражнения: перемещения со сменой направления, движение с остановкой по сигналу, прыжки с правой на левую ногу с остановкой (балансом на каждой ноге), прыжки на скакалке серией на двух и одной ногах, броски мячей, чеканка меча с помощью ракетки и руки, упражнения на ловлю мяча (всевозможные виды упражнений по ловле мяча — с отскока, по углам, с разной скоростью, с лета и т. д.).
Результаты повторного тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка динамики сформированности элементов техники настольного тенниса у слабовидящих подростков
№ испытуемого |
Прямая подача, кол-во раз |
Накат слева, кол-во раз |
Подрезка справа, кол-во раз |
|||
I срез |
II срез |
I срез |
II срез |
I срез |
II срез |
|
1 |
2 |
11 |
3 |
13 |
2 |
10 |
2 |
1 |
8 |
2 |
7 |
1 |
8 |
3 |
2 |
9 |
1 |
8 |
1 |
9 |
4 |
6 |
13 |
5 |
13 |
6 |
10 |
5 |
3 |
12 |
4 |
11 |
3 |
9 |
6 |
4 |
8 |
4 |
10 |
4 |
8 |
7 |
6 |
13 |
6 |
10 |
5 |
13 |
8 |
2 |
12 |
5 |
16 |
2 |
12 |
Из таблицы 2 видно, что за период занятий все подростки, несмотря на нарушения зрения, в несколько раз улучшили свои результаты.
Качественный анализ результатов осуществлялся с помощью оценочной шкалы (таблица 3).
Таблица 3
Шкала оценки сформированности элементов техники настольного тенниса у слабовидящих подростков
Уровень сформированности |
Наименование элемента техники игры |
||
Прямая подача, кол-во раз |
Накат слева, кол-во раз |
Подрезка справа, кол-во раз |
|
Высокий |
10 и более |
8 и более |
10 и более |
Средний |
6–9 |
5–7 |
6–9 |
Низкий |
менее 6 |
менее 5 |
менее 6 |
С учетом приведенной оценочной шкалы динамика результатов суммарной оценки сформированности всех трех элементов техники игры приведена на рисунке.
Рис. 1. Динамика распределения результатов оценки сформированности у слабовидящих школьников техники игры в настольный теннис за период занятий
Как видно на рисунке, произошло перераспределение результатов: доля школьников со средним и высоким уровнем сформированности изучаемых элементов техники игры повысилась, в то время как подростков с низким уровнем владения изученными техническими приемами не осталось.
Таким образом, методика внеурочных занятий, основанная на более широком использовании метода сопряженного воздействия, при котором освоение техники игры сочеталось с направленным формированием чувства мяча и развитием равновесия, оказалась эффективной для формирования элементов техники игры в настольный теннис у слабовидящих подростков.
Литература:
- Барчукова, Г. В. Влияние индивидуально-игровых видов спорта на здоровье, физическое развитие и психическую устойчивость студентов [Электронный ресурс] / Барчукова Г. В., Е. Е. Жигун, Гадри Назик Субхи Мутар // Актуал. проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: материалы Всерос. заоч. науч. конф., 6 февр. — 10 апр. 2018 г. / под ред.: Г. В. Барчуковой, Е. Е. Жигун. — М., 2018. — С. 6–9. URL: HTTP://lib.sportedu.ru/Books/PDF/284791.pdf
- Бутузова, М. В. Адаптированная индивидуализированная программа по физической культуре для слабовидящих школьников 5–6 классов / М. В. Бутузова // Физическая культура в школе. — 2017. — № 6. — С. 38–41.
- Влияние игровых видов спорта на адаптационный потенциал подростков с врожденным и приобретенным дефектом зрения / Д. В. Савченко [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 4. — С. 17–19.
- Кулькова, И. В. Характеристика двигательных режимов и выбор эффективных оздоровительных средств адаптивного физического воспитания слабослышащих и слабовидящих младших школьников // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 4 (98). — С. 62–70.
- URL: HTTP://lesgaft-notes.spb.ru/files/4–98–2013/p62–70.pdf
- Мишин, М. А. Развитие зрительного восприятия средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 2. — С. 27–30.