Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен комплекс валидных психодиагностических методик. Полученные данные позволили разработать психологические профили обучающихся в разных образовательных пространствах. Зачастую участники педагогического процесса испытывают потребность в актуальных знаниях о подростке с учетом современных реалий. Более полное представление об этом дает изучение ценностно-смысловой сферы, его внутреннего содержания переживаний. Полученные выводы могут быть интересными как специалистам, непосредственно осуществляющим работу с подростками в образовательных организациях, так и широкому кругу читателей.
Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, цели жизни, процесс жизни, результаты жизни, локусность, подростки.
Сегодня, в век технологического и информационного прогресса, к подростку предъявляется новые требования в любой сфере, он должен быстро ориентироваться, быть мобильным и обладать уже сформированным «пакетом» универсальных компетенций, которые позволят ему быть успешным. Обществу необходимо молодое поколение, которое видит собственные вершины профессионального и личностного роста, способно творчески мыслить, работать в непрерывно меняющемся обществе, разрабатывать собственные стратегии поведения, принимать решения и нести ответственность за себя и других перед обществом. Современная действительность предлагает большие возможности для этого, разнообразие деятельности, воплощение самых смелых идей. Однако на практике мы сталкиваемся с оборотной стороной, подростки, не способные принимать решения или выбирающие неадекватные стратегии, терпящие неудачу, утрачивают всякое желание ставить новые цели, видеть перспективы. Из-за депривации целей, низкой фрустрационной толерантности, сенсетивности к критике, малодифференцированности целей, подростки чаще попадают под влияние негативных групп, отказываются от деятельности, проявляют демонстративные экстремальные коммуникации и склонны к суицидальному поведению. Одним из способов понимания современного подростка является комплексное изучение ценностно-смысловой сферы, выделение общих и специфических особенностей, учитывая факторы влияния социокультурных пространств, в которых развиваются подростки.
Целью данного исследования явилось выявление специфических особенностей смысложизненных ориентаций современных подростков в условиях разных социокультурных пространств. Предполагается, что смысложизненные ориентации у современных подростков в условиях разных социокультурных пространств обладают рядом специфических особенностей. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи: проведён теоретический анализ междисциплинарных подходов к изучению понятий «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации», проведен анализ специфических особенностей смысложизненных ориентации у современных подростков в рамках данного исследования; проведены обобщение, интерпретация, на основе полученных данных предложен профиль современного подростка на основе методики СЖО Д. А. Леонтьева с учетом особенностей уровня рефлексивности, субъективной оценки окружающей социальной среды.
Нами исследовано 180 подростков возрастом 15–18 лет из разных районов Краснодарского края: гг. Краснодар, Тимашевск, Северский район. Для решения экспериментальных задач в исследовании использовались: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева; «Тестовая карта коммуникативной деятельности» А. А. Леонтьева; «Диагностика уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова.
Тестируемые подростки, принадлежащие к одной возрастной группе, будучи обучающимися разных типов образовательных учреждений и, соответственно, находясь в условиях разных социокультурных пространств, продемонстрировали существенные различия в представлениях о жизненных перспективах, способах реализации поставленных целей, о локализации контроля за собственной жизнью.
Полученные данные позволили нам выделить ведущие тенденции во всех группах, проанализировав их, укрупнить группы в две общие: школьников и первокурсников. На основе этого были разработаны два профиля в совокупности всех предложенных методик.
По полученным данным, обучающимся 10–11 классов свойственна склонность подражать значимым взрослым, в частности родителям и знаменитостям, в их представлении это ассоциируется с успешностью. Это часто связано и с выбором профессии, чаще подростки относятся к нему поверхностно или уступают влиянию родителей. Школьникам свойственно лишь частично соотносить свои мечты, желаемые цели с практической деятельностью, мы видим, что временная перспектива для них имеет малый жизненный промежуток. Чаще ориентация на романтические и успешные профессии происходит под влиянием средств массовой информации и виртуальных сообществ. Они могут представлять себя путешественниками, моделями, банкирами, известными актерами, спортсменами, при этом не иметь полного представления о реальности приобретения профессиональных навыков в данных профессиях, не могут сопоставлять свои личностные данные с требованиями выбранной профессии и оценивать риски неудачного выбора, не обращают внимания на объективные возможности и обстоятельства.
Также для подростков-учащихся старших классов характерно наличие взрослых потребностей и желаний при отсутствии конструктивных возможностей и способов их воплощения в жизнь, что часто может приводить к внутриличностным конфликтам.
Таким образом, при высоких требованиях к себе и окружающему миру, при постановке больших целей у подростков преобладает сниженный уровень самоэффективности и излишняя фиксация на прошлых достижениях (результатах) без конкретных представлений о способах реализации поставленных целей и отсутствие интеграции опыта.
Для обучающихся первого курса специальных профессиональных организаций (группа первокурсников) характерно ставить более реалистичные «цели» или перспективы, вероятнее всего, они уже способны проводить анализ полученной информации о различных моделях и стилях жизни, способах их реализации, полученных в виртуальных сообществах и социальных сетях, в семейном окружении, на основе более четких представлений о своих возможностях.
В силу разных обстоятельств, ориентируясь на внешние факторы или выбор значимых взрослых, они более практикоориентированы и профессионально определены, при этом временные перспективы так же ограничены.
Первокурсники гордятся своими достижениями в прошлом, могут равнозначно оценивать и результаты в настоящем, и поставленные цели, способны частично интегрировать полученный опыт из вне, уже имеют достаточную готовность для реализации своих поставленных целей в настоящем, хотя чаще опираются на мнения референтной группы. В их представлении есть четкое понимание, что они несут ответственность за свои решения, могут контролировать свою жизнь. При этом все же так же нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на значимых этапах становления.
Описанные нами особенности ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы подростков оказывают влияние на все компоненты структуры психологического возраста, в том числе на формирование центрального новообразования возраста — самоопределение, в частности профессиональное. Под влиянием быстро и существенно изменившейся социальной ситуации развития происходят качественные изменения в процессе развития самосознания, становления системы ценностных ориентаций, что оказывает непосредственное влияние на самоопределение и профессиональное самоопределение подростка.
В настоящее время на практике в беседе с подростками действительно отмечаются данные противоречия. Это можно объяснить тем, что они находятся на этапе определения ценностных и жизненных ориентаций, которые не всегда совпадают с объективной действительностью. Нужно учесть и тот фактор, что подростки ограничены в своих возможностях (возрастные особенности) проводить правильную фильтрацию и анализ полученной из вне информации. Огромную роль в этом процессе играет семья и ближайшее окружение. Однако в силу разных факторов (занятость родителей, патология воспитания, эмоциональный дефицит в общении) подростки могут не получить достаточных критериев для всестороннего оценивания социального контекста, примеров разных способов решений (от проблемных до обыденных), постановок целей и способов их воплощений в жизнь.
В данной работе нами рассмотрен лишь один аспект изменений, характерных для современного подростка, однако исследование психологического облика подростка, изменения, происходящие в современных реалиях, нуждаются в дальнейшем всестороннем исследовании, что может выступить перспективной для будущих исследований в рамках возрастной психологии, психологии личности, психологии труда, а также для разработки программ профилактической, коррекционной направленности, а так же профориентационной работы.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. С. Стратегия жизни / К. С. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-301 с.
- Бехтерев, В. М. Вопросы общественного воспитания / В. М. Бехтерев // Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. начала XX в. М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
- Выготский, Л. С. Педология подростка Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М., 1984. — 482 с.
- Леонтьев, Д. А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2001. 204 с.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест смысложизненных ориентаций. — Изд. 2-е. М.: Смысл, 2000. — 22 с.
- Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. –335 с.