Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 2007 раз

Библиографическое описание:

Рахманов, Р. А. Международное правовое регулирование авиаперевозок и обеспечение безопасности полетов гражданской авиации / Р. А. Рахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76244/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации.

Ключевые слова: ИКАО, гражданская авиация.

В статье представлены правовые основы эксплуатации воздушных судов и авиаперевозок.

В современном мире авиатранспорт является не только самым безопасным видом транспорта, но еще и самым популярным. Соответственно, международное правовое регулирование в данной области считается необходимым, несомненно, что правовые нормы по успешной эксплуатации воздушных судов является обязательным в данной области, ведь напрямую от этого зависит безопасность полетов, как самих пассажиров, так и всего экипажа на борту ВС.

Воздушный транспорт регулируется определенной международной организацией гражданской авиации (ИКАО), штаб-квартира которой находится в городе Монреаль (Канада). В которой главную роль играет Совет ИКАО. Совет является постоянно действующим органом Организации, подотчетным Ассамблее. Он состоит из 36 государств-членов, избранных Ассамблеей на трехгодичный срок. При выборах обеспечивается надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной аэронавигации; и государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечит представительство в Совете всех основных географических районов мира. И именно Совет созывает Ассамблею ИКАО. Организация финансируется национальными правительствами стран-участниц. В состав ИКАО входят 193 страны, которые подписали Чикагскую конвенцию 1944 года. Ее основная задача заключается в том, чтобы оказывать административную и экспертную поддержку (Секретариат ИКАО) такому дипломатическому взаимодействию и разрабатывать новые руководящие принципы и стандарты в области воздушного транспорта в соответствии с указаниями и решениями правительств, утвержденными Ассамблеей ИКАО или избираемым ею Советом ИКАО. По достижении правительствами дипломатического консенсуса в отношении сферы охвата и содержания нового стандарта он принимается вышеупомянутыми 193 странами, чтобы привести их национальные правила в соответствие с этим всемирным стандартом и способствовать осуществлению безопасных, надежных и устойчивых воздушных перевозок на подлинно глобальной основе. Положения, содержащиеся в Стандартах ИКАО, никогда не отменяют главенствующую роль национальных нормативных требований. Эксплуатанты воздушных судов, использующие воздушное пространство суверенных государств и расположенные в них аэропорты, юридически обязаны всегда соблюдать местные и национальные правила, устанавливаемые этими государствами на своей территории. Следовательно, ИКАО не является международным регулирующим органом в области авиации. Организация не уполномочена произвольно закрывать или ограничивать воздушное пространство страны, упразднять маршруты или выражать осуждение в отношении аэропортов или авиакомпаний за их неудовлетворительные показатели в области обеспечения безопасности полетов или низкое качество обслуживания пассажиров. [6]

Подводя итог можно сказать, что ИКАО непосредственно осуществляет контроль за нормативной базой системы гражданской авиации и авиаперевозок в целом.

Международные авиаперевозки регулируются международным воздушным правом, на принципах которого основывается деятельность международных организаций, связанных с авиаперевозками, а также на двусторонних договорах государств. Основными принципами международного воздушного права являются:

  1. Принцип полного и исключительного суверенитета государств в их воздушном пространстве;
  2. Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве;
  3. Принцип обеспечения безопасности международных полетов и полетов над открытым морем летательных аппаратов.

Данные принципы легли в основу создания двусторонних договоров, конвенций международных организаций, которые на данный момент и являются источниками нормативно-правовой базы по эксплуатации воздушных перевозок и авиаперевозок. Основными международными документами по регулированию международной правовой системы воздушного транспорта являются: Варшавская (1929), Чикагская (1944), Римская (1952) и Монреальская (1999) конвенции.

Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках 1929 года унифицировала некоторые правила воздушных перевозок, а также определила порядок и пределы ответственности, основные принципы предъявления исков и претензий авиаперевозчику.

Именно Варшавская конвенция определила перечень и содержание перевозочных документов, которые используются авиакомпаниями и сейчас, такие, например, как посадочный билет, багажная бирка и прочие документы, подтверждающие возможность авиаперевозки.

Наверное, самой важной конвенцией для всего авиасообщества стала Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, ведь именно с нее и началось создание и начало деятельности ИКАО. Данная конвенция занимает особое место в международном воздушном праве. И на сегодня этот документ является основным международным правовым документом, который регулирует всю деятельность международной гражданской авиации, порядок использования воздушного пространства и эксплуатацию воздушных судов. [5, стр. 56]

Данная конвенция признает и основывается на принципах международного воздушного права. Так в первой части конвенции признается суверенитет воздушного пространства каждого государства-члена ИКАО над всей его территорией. [1, ст. 1]

Территорией в конвенции признается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства-члена ИКАО. [1, ст. 2]

Данные принципы лежат в основе национального воздушного законодательства многих стран.

Римская конвенция о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности 1952 года установила объективную ответственность владельца-эксплуатанта воздушного судна за ущерб причинённый третьим лицам, так же в конвенции установлен предел этой ответственности в зависимости от массы воздушного судна: до 1 тыс. кг — 33168 тыс. дол., 50 тыс. кг — 698518 тыс. дол., свыше 50 тыс. кг — 663 дол. за каждый 1 кг массы. Ответственность за гибель лиц или нанесение им телесных повреждений не должна превышать 33168 дол. нормы ИКАО широко используются в практике авиационного страхования. [7, стр. 174]

Стоит отметить, что достаточно сильный рост воздушных правонарушений потребовал проработки старых, а также создание новых правовых норм по обеспечению безопасности авиаперевозок. Таким образом был создан ряд международных правовых документов, способствующих борьбе с подобными явлениями. Примерами таких документов являются:

  1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970, Гаага);
  2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963, Токио);
  3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971, Монреаль).

Представленные примеры международных документов действуют и сегодня.

Подводя итог, можно сказать, что роль ИКАО как международной организации по регулированию деятельности гражданской авиации, а так же правового обеспечения безопасности авиаперевозок является сегодня одним из важнейших путем направления развития организации, а так же направление на создание единой политики, общих подходов и международных правовых актов для решения проблемы связанной с авиационной безопасностью.

Литература:

  1. Конвенция о международной гражданской авиации. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chicago_conv.pdf (дата обращения: 05.12.2020).
  2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aviation_security.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aircraft_seizure.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  4. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. — Текст: электронный // ООН. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  5. Афанасьев, В. Г. Международные отношения в области гражданской авиации / В. Г. Афанасьев. — М:, 1983. — 201 c. — Текст: непосредственный.
  6. Все об ИКАО. — Текст: электронный // ИКАО. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.icao.int/about-icao/Pages/RU/default_RU.aspx (дата обращения: 05.12.2020).
  7. Краткий экономический словарь [Текст] / Под ред. Г. А. Козлова и С. П. Первушина. — Москва: Госполитиздат, 1958. — 391 с.; 22 см.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская авиация, воздушное пространство, воздушный транспорт, конвенция, международная организация, Варшавская конвенция, международная гражданская авиация, Монреаль, Совет, Чикагская конвенция.


Ключевые слова

гражданская авиация, ИКАО

Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Правовое регулирование международной космической станции

В статье автор рассматривает актуальные проблемы правового регулирования международной космической станции.

Деятельность международных организаций в обеспечении авиационной безопасности

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...

Международная правовая ответственность за ненадлежащую авиаперевозку опасных грузов

В статье автор пытается описать действия международных договоров, регламентирующих ответственность за ненадлежащую авиаперевозку опасных грузов.

Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях

В данной статье автор рассматривает и проводит краткий анализ основных международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы ограничения использования косм в военных целях.

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе

В настоящей статье автор определяет основные проблемы современной гражданской авиации России, обусловленные рядом политических, геополитических, экономических факторов, представляет обзор основных документов, регламентирующих деятельность авиакомпани...

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

Похожие статьи

Международное правовое регулирование авиаперевозок опасных грузов

В статье автор пытается описать деятельность международной организации гражданской авиации и обеспечение ею авиационной безопасности в сфере перевозок опасных грузов.

Правовое регулирование международной космической станции

В статье автор рассматривает актуальные проблемы правового регулирования международной космической станции.

Деятельность международных организаций в обеспечении авиационной безопасности

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...

Международная правовая ответственность за ненадлежащую авиаперевозку опасных грузов

В статье автор пытается описать действия международных договоров, регламентирующих ответственность за ненадлежащую авиаперевозку опасных грузов.

Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях

В данной статье автор рассматривает и проводит краткий анализ основных международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы ограничения использования косм в военных целях.

Актуальные проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов и предлагаются пути их решения.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Санкционный режим и вызовы гражданской авиации России в ближайшей перспективе

В настоящей статье автор определяет основные проблемы современной гражданской авиации России, обусловленные рядом политических, геополитических, экономических факторов, представляет обзор основных документов, регламентирующих деятельность авиакомпани...

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

Задать вопрос