В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к самоактуализации.
Ключевые слова: манипулятивное поведение, межличностное общение, социализация студентов, самоактуализация личности.
В современной системе образования одним из основных требований общества является формирование и воспитание ответственной, инициативной, всесторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения в сложных ситуациях, мыслить творчески и учиться на протяжении всей жизни.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия [4].
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления.
В своей статье «Межличностные отношения» Голубева Н. В. характеризует виды и формы межличностных отношений [1]. Она считает, что формами межличностного общения являются:
Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
Манипуляция (или манипулятивная форма). Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.
Особенно актуально изучение проблем манипулятивной формы общения в молодежной среде, которые проявляются в виде конфликтов среди студентов или в виде конфликтов студентов с преподавателями.
Обучение в вузе неминуемо связано с фактом проверки знаний, который в свою очередь предполагает несимметричную коммуникацию, когда один из ее участников определяет содержание, способы, формы и методы взаимодействия, а другой лишь подчиняется. В этой связи возникает закономерный исследовательский интерес к проблеме манипуляции как стилю взаимодействия студентов и преподавателей в процессе проверки знаний, а также студентов между собой, где также нередко возникают ситуации манипуляции.
Доценко А. Е. предложил следующие определения манипуляции [2]:
Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.
В процессе получения высшего образования студенты вступают во взаимодействие с новыми для себя людьми: с одной стороны — это преподаватели, от которых во многом будет зависеть успеваемость и уровень усвоения профессиональных знаний, навыков и умений. С другой стороны, студенты, общение с которыми способствует профессиональному и личностному развитию, а также удовлетворяет базовые актуальные потребности этого жизненного периода.
Петрова Н. П. и ряд авторов считают, что манипуляция является достаточно распространенным явлением в общении преподавателей и студентов.
Выбор манипулятивных приемов во многом определяется особенностями личности самого преподавателя. Информацию о них студенты получают как из поведения преподавателя, так и от старшекурсников, а также по другим неофициальным каналам [3].
Петрова Н. П. и ряд авторов определили, что 66 % опрошенных преподавателей не сомневаются в том, что и сами манипулируют студентами. Основными приемами скрытого управления, которые используют педагоги, названы: попытки заинтересовать предметом, расположить к себе, а также упоминание о зачете или экзамене («запугивание»), «завышение или занижение оценок» и т. п. 68 % преподавателей считают, что следует различать манипуляцию и скрытое управление человеком ради его же блага. 26 % преподавателей рассматривают манипуляцию как выражение естественной потребности человека влиять на других людей. Лишь 6 % опрошенных полагают, что любая манипуляция безнравственна [3].
С другой стороны, по мнению авторов, психологические воздействия несут вред общению студента и преподавателя, а также причиняют урон их собственному Я. Страдает от этого в первую очередь качество обучения в вузах, что наносит и огромный моральный урон поколениям вступающих в самостоятельную жизнь выпускников вузов. Из данных исследования Петрова Н. П и ряд авторов сделали вывод о том, что наиболее высокими манипулятивными способностями обладают люди со средней самооценкой, и таких большинство. Возможно, это потому, что их самооценка не устойчива, зависит от ситуации, т. е. в одной ситуации у них самооценка адекватная, в других она завышена или занижена. Это может провоцировать потребность к манипулированию другими людьми [3].
По мнению Слотиной Т. В. и Недошивиной Ю. С., тенденция к манипулированию характеристика динамичная, прежде всего, в юношеском возрасте, она изменяется во времени, особенно, в процессе получения профессионального образования. Кроме того, авторами установлено, что молодым людям, склонным к манипулированию, свойственны характеристики ригидного типа личности. При этом важной особенностью психической ригидности авторы считают неспособность личности изменяться в ситуациях, требующих новых форм поведения [6].
В. И. Окладников считает, что изучение особенности психологических защит личности студентов, в том числе с манипулятивными способностями необходимо учитывать при разработке методик преподавания, т. е. методики преподавания должны быть дифференцированы [5]. В связи с эти выделяются четыре стиля преподавания: рационально-логический, эмоциональный, интуитивный и иррационально-сенсорный. При рационально-логическом (дедуктивном) стиле изложения акцент делается на строгую последовательность, логичность изложения учебного материала, приводятся классификации, научные теории и концепции. Эмоциональный стиль включает личное отношение преподавателя к обсуждаемому вопросу, вспоминаются интересные случаи из собственной практики. Интуитивный стиль педагогики основан на использовании неожиданных ассоциаций, сравнений, метафор, с акцентом на научные перспективы изучаемого материала. Иррационально-сенсорные типы с трудом воспринимают теоретический материал. Однако эти студенты лидируют в освоении конкретно-практических вопросов. Опытный лектор во время лекции может менять стиль изложения материала, при этом хорошо видно, как сразу включаются в активную работу разные группы студентов, изменяется их поза, мимика, появляются и другие невербальные признаки повышенного внимания и интереса [5].
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что многие авторы отметили тесную взаимосвязь манипулятивных форм общения с личностными особенностями. При обучении студента в вузе возможно учитывать взаимовлияние этих параметров с целью преодоления использования неосознаваемой манипуляции, которая создает препятствия на пути самоактуализации личности.
Литература:
- Голубева М. В. Статья «Межличностные отношения. Психология межличностных отношений». https://psychologist.tips/3834-mezhlichnostnye-otnosheniya-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnoshenij.html- 2019
- Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. — М., 2012. 344 с.
- Петрова Н. П. и ряд авторов Психологические манипуляции в студенческой среде. Международный научный журнал «Символ науки» № 16, 2016 год.
- Погорельцева Ю. А. Психология личности. Учебное пособие/СПбГТУРП. — СПб, 2011. — 105 с.
- Окладников В. И. Личностно-типологический подход в вузовской педагогике. Сибирский медицинский журнал № 7, 2010 год.
- Слотина Т. В., Недошивина Ю. С. Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов. «Вестник» Марийского государственного университета. 2018г. Т. 12 № 2.
- Нечаева, В. Г. Преподавание физики в медицинском вузе: история и современность / В. Г. Нечаева, Е. В. Шевченко, Л. К. Воронова, А. В. Коржуев. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-fiziki-v-meditsinskom-vuze-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 08.12.2020).