Одним из важных процессов социально-культурного развития личности является объединение образования и культуры, которая предполагает ориентацию на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации в социокультурной ситуации. Основными ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают:
– человек как предмет воспитания;
– культура как среда, растящая индивидуальную личность;
– творчество как способ развития человека в культуре [3].
Личность — это человек, достигший определенного уровня развития, обладает сознанием и самосознанием, способный на самостоятельную преобразующую деятельность.
Оригинальность личности формулируется как «индивидуальность», где проявляется достоинство, которое состоит из эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер сразу в нескольких областях, или видах деятельности. Особенно индивидуальность личности проявляется в условиях социально-культурной деятельности, где развиваются все стороны личности: интеллектуальная, моральная и эмоциональная. В сущности, социально-культурная деятельность функционирует в условиях досуга, где важнейшим качеством личности является воля, которая позволяет на основе потребности, мотива или цели развивать как биологическую, так и социальную составляющую. Следовательно, личность является одновременно и объектом, и субъектом социально-культурной деятельности, так как в этих условиях развитие личности происходит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. Функционирование личности как объекта социально-культурной деятельности находится под влиянием нескольких процессов, складывающихся в различные отношения: политические, экономические, трудовые, творческие, рекреационные [2].
У ребенка в процессе развития и социализации складывается определенная картина, модель мира. Как отмечает Л. С. Выготский, процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. В этом процессе формируется система социальных и нравственных представлений, эстетических идеалов, ценностей, отраженных в искусстве и жизни. В процессе развития социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на познавательном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности как субъекта культуры. Любой ребенок, когда достигает определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее принятое в обществе социальное положение, несмотря на его индивидуальное развитие и степень психологической готовности. Тем самым он попадает в систему объективных условий, где определяется его характер и деятельность на данном возрастном этапе [1].
Под развитием Харламов И. Ф. понимает взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений [4]. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение в переходе от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Говоря о развитии личности, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Её творческая преобразующая деятельность всегда играет активную роль самой личности. Рассматривая внутреннюю активную позицию личности к средовым и воспитательным воздействиям, формирование может проходить в самых различных направлениях.
Например, если учащийся недоброжелательно относится к воздействиям, он будет развиваться в направлении прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Поэтому воспитание должно положительно влиять на внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой. Ведь, в конечном итоге, личностное совершенствование и собственное стремление человека определяет его развитие.
Процесс развития личности под влиянием внешних факторов, по существу, приобретает характер саморазвития. Саморазвитие стимулирует внутреннюю активность в работе над собой через положительный отклик психологической внутренней сферы, то есть под воздействием воспитательных и социальных факторов. Неважно, на какой ступени развития находится то или иное общество, главное, что развитие личности определяется через культурный опыт, который является общим для всего человечества.
Так, каждый ребенок через обратную связь от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. При этом каждое общество дает фактически всем своим членам некий особый опыт, особые культурные эталоны, которые остальные общества предложить не могут. Из общественного опыта, одного для всех членов этого общества, появляется соответствующая личностная конфигурация, обычная для большого количества членов этого общества.
На формирование личности определенное воздействие оказывают биологические причины, также причины физического окружения и общие культурные эталоны поведения в некоторой социальной группе. Но следует отметить, что главными факторами, которые определяют процесс формирования личности, непременно являются групповой опыт и личный, неповторимый опыт. Эти причины полностью появляются в процессе социализации личности.
Известный американский психолог и социолог Чарлз Кули поставил задачу изучить процесс постепенного осознания личностью отличия собственного «Я» от остальных личностей. В итоге бессчетных исследовательских работ он обусловил, что развитие идеи своего «Я» случается в процессе долгого, неоднозначного и запутанного процесса и не может производиться без участия других личностей, то есть без общественного окружения. Каждый человек, по мнению Чарлза Кули, строит свое «Я», основываясь на расценённых им реакциях остальных людей, с которыми он вступает в контакт. Например, бабушка с детства наблюдала интерес у своего внука к творчеству (музыке, хореографии), он слышал ритм, уверенно двигался в такт музыки. Она всего говорила ему: «Ты станешь известным артистом и танцором, я верю в тебя». Тем самым она вселила в него уверенность, и если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то внук, в конечном счете, ощущает себя профессионалом своего дела и действует как самостоятельная творческая личность.
Подобные мысли привели Чарлза Кули к мысли про то, что личностный «Я-образ» не рождается лишь в связи с беспристрастными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет чувствовать себя убежденно в своих собственных силах и своем таланте, в то время как поистине способный и одаренный ребенок, усилия которого воспринимаются наиближайшем окружением как плохие, чувствует мучительное чувство неграмотности, и его возможности могут быть фактически неоправданными. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или бесполезный.
Итак, процесс развития личности протекает под воздействием группового опыта. При всем этом личность формирует собственный «Я-образ» на основании восприятия того, что о ней думают и как ее оценивают остальные. Для того чтоб подобное осознание было удачным, личность воспринимает на себя роли остальных и глазами этих остальных смотрит на свое поведение и собственный внутренний мир. Формируя свой «Я-образ», личность социализируется. Но нет ни одного схожего процесса социализации и ни одной схожей личности, в связи с тем, что личный опыт каждой из них уникален и неподражаем.
Само собой, в формировании личности большую роль играет культурное сознание. Оно складывается чаще всего стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается соблюдать определенные правила поведения, усваивает ту ценностную систему, которая свойственна для культуры этого социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность. Однако, чтобы личность овладела культурой, необходимо довольно последовательное действие на личность с самого раннего возраста. И тут мы встречаемся с институтом воспитания.
В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания имеет разные формы. При стихийном воспитании личность сформировывают не столько периодическим и рассчитанным действием, сколько определенным примером, замечаниями по различным поводам. Такое воспитание нельзя назвать совсем бессознательным, ведь всякий воспитывающий держит в уме тот набор культурно-психологические особенностей, которые он желает видеть в воспитаннике. Существует три особенности такого воспитания:
Во-первых, оно распространяется обычно на ребенка, отрока, юношу или девушку. Воспитывать взрослого человека обыкновенно уже нет ни необходимости, ни возможности.
Во-вторых, при этой системе воспитатель в большинстве случаев осознанно либо безотчетно стремится сформировать культуру воспитанника по собственному виду и подобию, т. е. прививает ему ту систему ценностей, которой живет сам.
В-третьих, воспитание ведется в интересах воспитанника. Цель такого воспитания — подготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был доволен и успешен. Но часто случается, что интересы воспитанника понимаются неверно, и, став взрослым, за подобное воспитание он не скажет «спасибо».
Итак, процесс культурного формирования личности и соответствующего типа воспитания — процесс стихийный, а культурное сознание в развитие личности — это возможности предстоящей социализации и развития за границами социальных норм.
Таким образом, результат социально-культурного развития личности зависит от согласованности действия факторов наследственности, среды и воспитания. Большую роль играет создание критериев во время начальной жизни человека для перехода его в более совершенное состояние, при котором раскрываются его индивидуальности и возможности, методы овладения культурными средствами, формами и способами для усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения.
Социально-культурное развитие личности представляет собой интенсивный процесс вхождения человека в систему общественных отношений на основе внутренних, личностных оценок и внешних, поведенческих проявлений, формирующихся в условиях освоения личностью культурных ценностей и социальных норм окружающего социально-культурного пространства.
Социально-культурное развитие — это развивающаяся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально-значимым действиям, основанным на ее глубокой приобщенности к социальным ценностям, сформированности ее морального и делового облика, осознанном и ответственном поведении и деятельности. Структуру социально-культурного развития личности составляют мотивационно-волевой, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, которые также представляют собой особый тип развития, нацеленный на совершенствование деятельности и поведения личности.
Литература:
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1982.
- Жаркова А. А. Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». — 2011. — № 2.
- Ильина В. А. Развитие личности ребенка. / Издательство У-Фактория, 2006
- Харламов И. Ф. Педагогика. Издание 4-е, переработанное и дополненное. — М.: Гардарики — 2003. — 520 с.