Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, Э. К. Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста / Э. К. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76301/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально приближенного к иммерсионной билингвальной модели обучения, а также даны корректировки по поводу того, как сделать обучение по предложенному УМК более эффективным.

Ключевые слова: билингвизм, иммерсия, обучение, поликультурное образование, когнитивные способности.

Глобализация современного мира, а также миграционная политика стран Запада остро ставит вопрос поликультурного воспитания и интеграции представителей разных наций, культур в иноязычное общество. На этом фоне билингвальное обучение предстает эффективным инструментом решения проблемы адаптации иноязычных граждан в культуру другого языка: двуязычие обеспечивает знакомство и освоение образцов и ценностей, исторического и социокультурного опыта различных стран и народов; расширяет когнитивные способности обучающихся; формирует социальные ценностные установки и предрасположенности обучающихся к межкультурной коммуникации, способствует развитию толерантности, влияя на ценностно-мотивационный уровень; включает активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной целостности [1, с. 2].

Билингвизм, согласно определению Е. Ю. Ожеговой, — «взаимосвязанное и равнозначное овладение учащимися двумя языками (родным и иностранным), освоение родной и иной культуры, развитие учащегося как билингвальной и бикультурной личности» [2, с. 144]. Отсюда второе синонимичное название — двуязычие. Билингвизм бывает двух типов — естественный (бытовой), формируемый в случае, когда, например, бабушки ребенка по линии мамы и папы говорят на разных языках; для общения с ними ребенку необходимо знать оба языка. Второй тип — искусственный, или учебный; именно он в своем сравнении с естественным будет рассматриваться в данной статье.

Влияние раннего билингвизма на когнитивные способности ребенка — вопрос довольно дискуссионный. Ряд исследователей полагает, что билингвизм в дошкольном возрасте может оказать угнетающее влияние на развитие способностей, в том числе на формирование речи и способность мыслить [3, с. 42]. Так как ребенок изучает два языка одновременно, ему приходится обрабатывать большее количество информации, чем монолингву, ведь помимо того, чтобы сформулировать высказывание, ему необходимо определить, на каком языке это должно произойти, чтобы соответствовать языковой ситуации. С виду медлительный процесс формирования высказывания, малый словарный запас в каждом языке по-отдельности может показаться отставанием в речевом развитии, но это не совсем так, ввиду указанных выше обстоятельств. Если мы суммируем весь лексический запас ребенка-билингва на обоих языках, мы увидим, что он равен или даже превышает лексикон его ровесника, владеющего только одним языком [4, с. 129].

Большинство же исследователей настаивают на том, что ранний билингвизм при правильном и контролируемом внедрении может оказать положительное воздействие на формирование ребенка, его психики, когнитивных, металингвистических способностей, поликультурного развития. Необходимость постоянно анализировать языковую ситуацию, находить общее и частное в двух языках с самого детства, не только развивает мыслительные способности индивида, но и способствует дальнейшему изучению языков, поддержанию интереса к овладению несколькими языковыми системами [3, с. 43].

Гибкость психики, наблюдаемая у детей дошкольного возраста, адаптивность и подвижность, способность к звукоподражанию, высокая речевая реактивность — все это способствует полноценному усвоению двух языков [5, с. 31]. А использование приемов, приближающих обучение к естественному овладению языком, сделает процесс более эффективным.

К таким приемам можно отнести иммерсионную модель билингвального обучения, при которой создаются возможности для овладевания языком методом погружения (эта модель еще известна как «языковой душ»). В рамках этой модели из процесса обучения практически исключается родной язык обучающихся, все занятия ведутся только на иностранном языке. Так, ребенок знакомится с языком тем же способом, каким он когда-то знакомился с родным.

Учебно-методический комплекс «Playtime Starter» автора Клэр Селби (Оксфорд) можно применять в рамках рассматриваемой модели. Авторы в своих рекомендациях к организации учебного процесса акцентируют внимание на создании языкового пространства, способного мотивировать детей к изучению языка — широкий спектр вспомогательных методических материалов (плакаты, песенки, Большая книга историй, карточки, аудио- и видеоматериалы), включающих игрушку Обезьянку нацелены на создание атмосферы погружения [6, с. 7].

Однако для еще большей мотивации и включенности детей в процесс, можно внедрить в обучение принцип «один язык — один преподаватель», согласно которому один преподаватель разговаривает с учащимися только на родном языке, а другой является носителем иностранного языка, и не понимает их родного. В данном случае вторым преподавателем может стать Обезьянка — милая, приветливая и коммуникабельная игрушка, с которой детям наверняка захочется найти общий язык. Этот принцип широко используется в Германии, в частности, в учебно-методическом комплексе «Учим немецкий с Зайчишкой Хансом», разработанном Гете-институтом и реализованном в сотрудничестве с российскими специалистами. Педагоги и исследователи отмечают эффективность применения данного метода не только касаемо формирования коммуникативных навыков, но и развитию поликультурных знаний у детей [5, с. 33].

Таким образом, можно сказать, что ранний билингвизм, при должном контроле над процессом овладения обоими языками — и родным, и иностранным, — действительно способен положительно повлиять на когнитивные, коммуникативные, металингвистические способности ребенка. А иммерсионная модель билингвального обучения по принципу «один язык — один преподаватель» сделает этот процесс эффективнее, приближаясь к процессу формирования естественного двуязычия.

Литература:

  1. Иванова Н. В. Билингвальное образование дошкольников [Текст] / Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 214–220.
  2. Ефременко Л. В., Самедова А. И. Билингвизм и особенности овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Ефременко, А. И. Самедова // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 1. — С. 40–44.
  3. Хамраева Е. А. Когнитивный потенциал русского языка в обучении детей-билингвов [Текст] / Е. А. Хамраева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2019. — № 13. — С. 127–136.
  4. Вершкова Н. Д. Поликультурное языковое образование в дошкольной группе (на примере проекта института им. Гете «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом в детском саду и подготовительной школе») [Текст] / Н. Д. Вершкова // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Красноярск, 2015. — С. 29–34.
  5. Ожегова Е. Ю. «Билингвальная основа» обучения иностранному языку как фактор углубленного языкового образования [Текст] / Е. Ю. Ожегова // Известия ПГПУ. — 2008. — № 6(10). — С. 144–146.
  6. Selby, Claire. Playtime Starter, Teacher’s Book [Text] / C. Selby. — Oxford University Press, 2015. — C. 160.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, ранний билингвизм, дошкольный возраст, учебно-методический комплекс, иммерсионная модель, иностранный язык, когнитивная способность ребенка, обучение, один, языковая ситуация.


Похожие статьи

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся

В статье рассматриваются методы и инструменты для оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода. Также рассматривается переход образовательного оценивания от традиционных методов к компетентностному подхо...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода при развитии речи у дошкольников второй младшей группы

В статье рассматривается коммуникативно-когнитивный подход при развитии речи у дошкольников второй младшей группы. Анализируются научные публикации по проблеме. Сделан вывод об эффективности коммуникативно- когнитивного подхода. Доказано, что при раз...

Похожие статьи

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся

В статье рассматриваются методы и инструменты для оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода. Также рассматривается переход образовательного оценивания от традиционных методов к компетентностному подхо...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели

В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода при развитии речи у дошкольников второй младшей группы

В статье рассматривается коммуникативно-когнитивный подход при развитии речи у дошкольников второй младшей группы. Анализируются научные публикации по проблеме. Сделан вывод об эффективности коммуникативно- когнитивного подхода. Доказано, что при раз...

Задать вопрос