Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 2713 раз

Библиографическое описание:

Шиндяпкина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Шиндяпкина, Г. Ю. Ворожейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76304/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны и с новыми возможностями их адаптации в обществе — с другой. Детям с ограниченными возможностями, как социальной группе общества, должны сначала создать реальные условия для качественного образования.

Одной из приоритетных задач педагога является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетом в деятельности педагога.

Здоровьесберегающие технологии — это система образовательных, оздоровительных, корректирующих и профилактических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья студентов.

Здоровьесберегающие технологии являются важным фактором укрепления и сохранения здоровья дошкольников, а также одним из факторов и показателей эффективности системы дошкольного образования.

Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Средства и методы здоровьесберегающих технологий:

  1. Средства двигательной направленности.
  2. Оздоровительные силы природы.
  3. Гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная).

К оздоровительным силам природы относятся проведение занятий на свежем воздухе, при которых активируются биологические процессы, вызываемые процессом обучения, повышается работоспособность, замедляется процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, способствующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание переутомления.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы — это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2–5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия. Рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются исходя из возраста детей, места и времени их проведения. Игры создают хорошее настроение, способствуют дружбе и взаимной поддержке.

Релаксация. Психическое здоровье детей требует баланса между положительными и отрицательными эмоциями для поддержания душевного спокойствия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача — не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свое тело. С этой целью в работе можно использовать специально подобранные упражнения для расслабления отдельных частей тела и всего тела. («Карусель», «Солнце и дождь», «Шалтай-Болтай»). Выполняется в любом подходящем помещении. Интенсивность технологии определяется в зависимости от состояния детей и поставленных целей. Здесь звучит спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика занимаются индивидуально или в группе детей каждый день. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, скорость реакции. Выполняется в любое удобное время в виде движений пальцев в сочетании с речью, обычно в поэтической или игровой форме.

Гимнастика для глаз выполняется ежедневно по 3–5 минут. В любое свободное время помогает, в зависимости от интенсивности визуального напряжения, снять статическое напряжение глазных мышц и кровообращение. При выполнении используется наглядный материал, педагогическая демонстрация. Например, привлекающие внимание объекты прикреплены или подвешены в разных частях группового пространства — яркие визуальные подсказки. Это могут быть небольшие предметы, игрушки или красочные картинки. Их рекомендуется размещать в разных местах комнаты: например, два подвесить к потолку посередине, два по углам. Игрушки или картинки рекомендуется подбирать так, чтобы вместе они образовывали единый визуальный сюжет игры, например, из известных сказок, басен и т. д. Рекомендуется менять сюжеты каждые две недели. Упражнение следует выполнять стоя. Для этого педагог периодически дает соответствующие команды, и по счету «раз, два, три, четыре» ребенок быстро ремонтирует визуально обозначенные участки комнаты.

Дыхательная гимнастика выполняются различные виды физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и общей оптимизации его работы. Все упражнения выполняются в хорошо проветриваемом помещении.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. В профилактических целях можно сделать коврик с пуговицами. По ней с удовольствием гуляют дети после сна. Дорожка отлично массирует стопы, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика выполняется ежедневно по 7–10 минут. Утренняя зарядка начинается с разогрева тела движением. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Составляем комплекс таким образом, чтобы движения были направлены на разогрев всех суставов тела, позвоночника и различных групп мышц.

Активный отдых это физкультурный досуг, спортивно-оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. В свободное время и на отдыхе все дети напрямую участвуют в различных соревнованиях, соревнованиях, с энтузиазмом выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя проще, чем во время занятий физкультурой, и это расслабление позволяет им двигаться без лишних усилий и стресса. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже хорошо владеют, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетика в движениях. Спортивный отдых и оздоровление можно сопровождать музыкой: она благотворно влияет на развитие чувства прекрасного у детей, улучшает способность двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения и развивать музыкальный слух и память.

Последовательное, а не немедленное, использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяет исправить проблемы физического и психического здоровья детей, помогает адаптироваться в группе.

Использование в работе здоровьесберегающих технологий повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Они способствуют возбуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Это руководящий принцип ценностей, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья, сильная мотивация к здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья № 2. 2000.
  2. Антропова М. В., Кузнецова Л. М. Развитие ребенка и его здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т. Ц. Сфера, 2005
  5. Брехман И. И. Валеология — Наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2000.
  6. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. — М. 2009.
  7. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  8. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010г.
  9. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, возможность, время занятий, двигательная направленность, образовательная технология обучения, оздоровительная сила природы, пальчиковая гимнастика, психическое здоровье детей, свободное время.


Похожие статьи

Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.

Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.

Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос