Одним из значимых исторических событий первой половины XX века является судьбоносное, для целого народа событие, создание независимого еврейского государства. Более двух тысяч лет еврейская нация была рассеяна по всему миру, но 14 мая 1948 года, в рамках полномочий ООН, был издан декрет о создании суверенного государства Израиль. Пройдя непростой путь гонения, геноцида и притеснения, еврейская нация обрела возможность создания собственной государственности. Уникальное по своему историческому содержанию событие по настоящий день является предметом многочисленных научных исследований, однако наибольший интерес представляет научный исторический поиск условий, предшествующих историческому свершению. Исследованию предпосылок создания независимого Израиля посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: Израиль, еврейский народ, создание государства Израиль, мандатное управление Великобритании, еврейское государство.
Появление на карте нового независимого государства Израиль, не явилось случайным событием. Основой формирования государства явилось стремление этнических евреев, разбросанных практически по всему миру, вернутся на «землю обетованную». Желание вернутся к месту нахождения исторической Родины, носило ярко выраженный религиозно-политический характер, что способствовало созданию необходимых условий к реализации этого исторически значимого события. Единое изначально еврейское государство существовало с 1250 года до н. э. Распад, во II веке до н. э. на Израиль и Иудею, привел к изгнанию римлянами евреев с территорий Палестины, что неизбежно привело к усилению арабского этноса. Распад Римской империи приводит Палестину последовательно под сферы влияния других государств: Византийской империи, затем, в XI-XII вв. государства крестоносцев, Арабского халифата с VII века и Османской империи в XVI веке [4, с.154].
В конце XIX — начале XX вв., развитие религиозно-политических процессов, в среде этнических евреев, преимущественно проживавших на территории Европы, привело к появлению социального феномена сионизма. Сторонники сионизма, объединяясь, перед возрастающей угрозой антисемитизма, считали, что евреи есть единый народ, который может и должен быть объединен на своей исторической родине, Палестине. Яркий представитель сионистов, автор книги «Еврейское государство», Теодор Герцль, считал, что еврейскую проблему невозможно разрешить интеграцией евреев в европейское общество, но возможно «обретение национального очага в Палестине» [6, с.7]. Развитие идей духовного лидера сионистов, Т. Герцля привело к тому, что уже в 1901 году был создан «Еврейский национальный фонд». Получая поддержку состоятельных капиталистов-евреев, фонд организовывал массовую отправку на территорию Палестины этнических евреев, а также, скупку земель, для их размещения, преимущественно в создаваемых сельскохозяйственных коммунах (киббуцы) [7, с.105]. Процессы переселения, привели к тому, что уже в 1914 году на территории Палестины проживало около 85 тысяч этнических евреев.
Итоги Первой мировой войны привели к тому, что проходящая, в период с 19 по 26 апреля 1920 года, в Сан-Ремо Италия, конференция держав Антанты и присоединившихся к ним государств, осуществило распределение территорий бывшей Османской империи. Территория современной Палестины и будущего независимого Израиля, в соответствии с мандатом класса «А», утверждённого24 июня 1922 года Лигой Наций, становится подконтрольной территорией Великобритании [1, с.104]. Стоит отметить, что в самом тексте мандата, был включен текст о создании независимого государства, ранее сформулированного в тексте декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года. Структура управления, установленная Великобританией в Палестине, не допускала в органы власти представителей арабского населения, создавая, таким образом, благоприятные условия для развития деятельности сионистов. Созданное, с разрешения британских властей, в 1929 году, «Еврейское агентство», ускорило процессы колонизации купленных земель, развертывание предприятий промышленности и торговли, а также усилило иммиграцию [2, с. 85]. Период, с 1920 по 1939 год, характерен ведением Великобританией колониальной политики в тесном взаимодействии с сионистской организацией. Такое взаимодействие неизбежно привело к смещению вектора влияния, в условиях возрастания арабских национально-освободительных процессов, в сторону интересов еврейского общества. Требования арабов отменить мандат Великобритании, и прекратить переселение евреев на территории Палестины, привели к применению Великобританией вооруженных сил и подавлению вспыхнувших восстаний. К 1939 году численность евреев, на территории Палестины, составляла уже около 467 тысяч [5, с.132]. Попытки Великобритании осуществить регулирование потоков иммиграции, декларативно изложенные 17 мая 1939 года в известной «Белой книге» не были приняты ни арабами, ни евреями. В период Второй мировой войны деятельность сионистских организаций привела к принятию в 1942 году «Балтиморской программы», предусматривающей неограниченную иммиграцию евреев в Палестину и образование «самостоятельного еврейского сообщества». Так к середине 1948 года, в Палестине проживало уже около 649 тысяч евреев. Оказанное США политическое давление на руководство Великобритании, при действенной поддержке СССР привело к пересмотру Британией «еврейского вопроса» [3, с.202]. Уже 2 апреля 1947 года, Великобритания, направила обращение в ООН для созыва Генеральной Ассамблеи, в целях рассмотрения актуального Палестинского вопроса.
Таким образом, к основным предпосылкам, способствующим процессам создания условий к появлению, на политической мировой арене, независимого государства Израиль можно отнести:
− целенаправленная религиозно-политическая деятельность общественных организаций направленная на реализацию сионистских концепций;
− поддержка ведущих мировых держав, таких как СССР, США, других европейских государств;
− усиление противоречий между арабами и евреями в Палестине;
Литература:
- Адизес И. К. Новые размышления о политике [Текст] / Ицхак КалдеронАдизес; перевод с английского Натальи Постриган. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 247 с.
- Даниелян А. С. Правовая система Израиля как феномен смешанной правовой семьи [Текст]: Монография / А. С. Даниелян. — Москва: Юрлитинформ, 2018. — 140 с.
- Дикий А. И. Евреи в России и в СССР [Текст] / Андрей Дикий. — Москва: Алгоритм, 2010. — 317 с.
- Калинина Е. В. Очерки истории религиозной и светской политико-правовой мысли [Текст]: монография / Е. В. Калинина, Э. А. Каракулян, В. Б. Романовская. — Москва: Юрлитинформ, 2017. — 230 с.
- Карасова Т. А. Израиль и США. Основные этапы становления стратегического партнерства, 1948–2014 [Текст] / Т. А. Карасова; Ин-т востоковедения РАН. — Москва: Аспект Пресс, 2015. — 462 с.
- Мартынов Д. Е. Судьба одной утопии: роман Теодора Герцля и Государство Израиль // Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании: материалы международного научно-практического симпозиума (14–15 мая 2010 г.): в 2-х томах. Т. 1 / под ред. Б. М. Ягудина. — Казань: Типография ООО «Авента», 2013. — С. 4–12.
- Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры: [монография] / И. В. Мелик-Гайказян [и др.]; [под ред. И. В. Мелик-Гайказян]. — Москва: Науч. мир, 2005 (М.: Тип. Галлея-Принт). — 255 с.