Авторами в статье созданы обучающие программы, которые позволяют повысить знания по занятиям экономике в военных вузах.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, обучающие программы, финансовые услуги
Культура разумного финансового поведения подразумевает под собой знания, умения, ценности и установки. Знания — устройства базовых финансовых институтов, принципов их взаимодействия с гражданами, правил безопасного взаимодействия с ними.
Умения — находить актуальную финансовую информацию из разных источников; осуществлять несложные финансовые расчеты; решать практические финансовые задачи.
Ценностные установки — ответственное обдуманное поведение.
Финансово грамотный человек — это тот, кто владеет умениями читать, анализировать, управлять и выделять те финансовые условия, которые влияют на материальное благополучие. Это включает в себя способность различать варианты финансовых решений, планировать текущие и будущие финансовые расходы.
Руководитель департамента международных финансовых отношений Минфина России А. А. Бокарев определил главную задачу для государственных структур — это содействие формирования у российских граждан разумного финансового поведения [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что финансово грамотный человек с целью защиты своего права как потребителя финансовой услуги должен выбрать правильное финансовое поведение.
На основании проведенного социологического опроса, анализа и выявления актуальных проблем у военнослужащих, связанных с взаимодействием с финансовыми организациями разработаны серии тематических видеороликов в стилистики «аппликативная анимация», посвященных кредиту (рис. 1, 2) и обучающая программа по финансовой грамотности для военнослужащих (рис. 3).
Рис. 1 Фрагмент видеоролика для военнослужащих в стилистике «аппликативная анимация» на тему «Ипотека»
Рис. 2 Фрагмент видеоролика для военнослужащих в стилистике «аппликативная анимация» на тему «Доходы и расходы»
Программа «Обучающая программа по финансовой грамотности военнослужащих» разработана на платформе Asp.Net. Web-страница (форма) ASP.Net приложения компилируется и представляет собой программу, генерирующую HTML. Это клиент-серверное приложение, позволяющее использовать программу в локальной сети института. Программа устанавливается и настраивается на сервере. На клиенте никакой дополнительной установки не требуется. Программа работает в любом интернет-браузере. Программа устанавливается и настраивается на компьютере с установленной операционной системой Windows и развернутой на ней службе Internet Information Service. Начинаем работу с программой нажатием кнопки НАЧАЛО на первой форме. На следующей форме представлены основные темы обучающей программы. Эта форма является главной для данной программы. Нажав на любую кнопку данной формы, откроем форму «Список вопросов» по выбранной теме. Кнопка ГЛАВНАЯ возвратит нас на форму «Основные темы». Далее на форме «Список вопросов» выбираем вопрос, нажимаем на соответствующую кнопку и переходим на форму «Ответ». Кнопка НАЗАД вернет нас в список вопросов. Работа с темой Финансовая арифметика отличается от работы с другими темами. Если выбрать эту тему на форме «Список вопросов» появится список задач. Нажав любую кнопку, открываем форму с условием задачи. У нас есть возможность самостоятельно решить данную задачу и затем нажатием кнопки РЕШЕНИЕ проверить правильность своего решения.
Однако в век высоких технологий все большее значение приобретает игровая сфера. Ни для кого не секрет, что благодаря соревновательной и игровой деятельности даже сложный материал может быть усвоен намного быстрее и лучше, нежели бездумное чтение или заучивание. Поэтому в рамках данной работы, помимо обучающей программы была разработана специальная видеоигра, благодаря которой возможно повышение финансовой грамотности (рис. 3).
Рис. 3. Обучающая программа по финансовой грамотности военнослужащих
Суть игры очень проста. Это интеллектуальная игра рассчитана на разные категории военнослужащих, независимо от уровня их финансовой грамотности. Знаете ли Вы основные финансовые термины или вообще не имеете о них понятия — неважно, игра будет интересна тем и другим. Игра представлена в интересной и радующей глаз анимации. Вопросы посвящены различным темам военной экономики рис. 4).
Особое внимание уделяется таким вопросам, как «военная ипотека», «кредит», «грамотное расходование денежных средств». На начальном этапе пока планируются вопросы, посвященные только военной сфере, но в скором времени появятся вопросы на гражданскую тематику.
Рис. 4. Фрагмент игрового процесса тематической видеоигры в жанре «Интеллектуальная аркада»
Достоинство данной игры состоит в том, что это не обычный тест, в котором представлено много вопросов, которые нужно дать, а это игра в развивающем режиме. Даже если Вы угадали правильный ответ, но хотите знать, почему же он правильный, игра в краткой и понятной форме прокомментирует правильный ответ. В конце игры предполагается подведение итогов, сколько правильных и неправильных ответов Вы дали. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что такой метод является намного более простым для всех категорий военнослужащих. Даже тем, кто не воспринимают всерьез игры, будет интересен этот игровой опыт рис. 5).
Также на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин была разработана обучающая программа под названием «РИСК». Данная программа основана на базе Microsoft Visual Studio и использует базовый язык программирования C.
Рис. 5. Обучающая программа по финансовым рискам для военнослужащих
В основу программы были заложены передовые ситуации напрямую связанные с кредитами и всеми ситуациями, которые могут предотвратить финансовые неудачи. Также у данной программы есть существенные достоинства: программа проста в использовании, использует базовый язык программирования C, интуитивное управление, программу могут использовать все категории военнослужащих, применение на всех операционных системах, актуальная тема.
Литература:
1. Богомолова О. В., Мамедова Р. И., Скотников А. Э., Часовников С. Н. Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 1–3. — С. 380–383.
2. Миненко Е. Ю., Рындин К. И. Геймификация на занятиях по учебным дисциплинам экономического цикла в военном вузе/Е. Ю. Миненко, К. И. Рындин//Драгомировские образовательные чтения: сб. науч. Ст. по материалам II Международной научно-практической конф./отв. ред. И. И. Грачёв. — Пенза, 2019. — С.82–84.