Статья отражает особенности учета реализации готовой продукции в отрасли молочного скотоводства, освящает ряд проблем и позволяет выявить перспективы улучшения сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: молочное скотоводство, готовая продукция, проблемы реализации молока, каналы сбыта, автоматизация учета.
В современных условиях реализации аграрной политики крайне важную роль и значение приобретает проблема повышения эффективности функционирования сельскохозяйственного предприятия. Повышение эффективности функционирования сельскохозяйственного предприятия может быть достигнуто как за счет совершенствования производственных процессов, внедрения инновационных форм управления системой производства, автоматизацией и заменой ручного труда, так и совершенствованием системы учета реализации готовой продукции отрасли молочного скотоводства.
Бухгалтерский учет призван систематизировать все данные о реализации продукции молочного скотоводства и обеспечить формирование единой системы оценки результатов хозяйственной деятельности в целях выявления резервов роста и развития отрасли молочного скотоводства.
Все крупные предприятия, которые занимаются производством молока, ставят перед собой такую задачу как минимизация фактора сезонности и формирование эффективной цепи поставок продукции, реализация крупных партий молока высокого качества. Для решения данной проблемы может быть использована более совершенная система учета реализации молока, а также затрат на его производство.
Предприятия молочной отрасли сталкиваются с такими проблемами при реализации молока. Данная продукция является скоропортящейся, что требует оперативной реализации продукции, оперативного поиска покупателей или формирование устойчивых коммерческих связей.
Вторая проблема — эта ценовой фактор, который также играет немаловажную роль при организации реализации продукции. Требуется систематизация цен конкурентов, обзор предложений на рынке и подбор наиболее оптимального варианта в управлении ценовой политикой. Грамотно выстроенная система учета может изучить существующую аналитику по продажам продукции и сформировать наиболее оптимальные предложения системы скидок на рынке.
Одним из направлений совершенствования системы учета реализации готово продукции может стать создание и внедрение систем планирования и прогнозирования на основании данных бухгалтерского учета.
С одной стороны данные системы бюджетирования строятся на высокой аналитичности данных учета, с другой стороны — способствуют повышению эффективности организации систем учета.
Бухгалтерский учет в данном случае может быть более детализирован и систематизирован за счет использования систем бюджетирования, система контроля за динамикой объемов продаж и цен становится более очевидной.
Применение инструментов управленческого учета (бюджетирование) позволяет сформировать оптимальную систему учета реализации продукции.
Итак, чтобы современное предприятие отрасли молочного скотоводства эффективно организовало систему учета реализации готовой продукцией, эффективно управляло имеющимися сырьевыми ресурсами целесообразно внедрение системы бюджетирования. Бюджетирование повысит эффективность управления системой продаж, цен, каналами сбыта продукции.
При построении системы бюджетирования должны учитываться ассортимент продукции, небольшой срок ее хранения, система цен, качество производимой продукции [1, c. 192]. Система бюджетирования должна плотно взаимодействовать с автоматическими системами контроля исполнения выставленных показателей.
Также при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо рассматривать фактор сезонности: например, максимум потребления приходится на зиму — весну, минимум — на лето.
На практике процесс бюджетирования начинается с прогнозирования продаж, которые являются основным фактором, определяющим все последующие операции.
Приоритетность бюджета продаж, с одной стороны, очевидна, поскольку отсутствие спроса в любом случае ограничивает производство и является основным отличием системы бюджетирования от планирования в условиях централизованной экономики.
Системе планирования предшествует эффективная система прогнозирования показателей. На основании применения комплексных методик формируется план продаж, который является ориентиром для дальнейшего развития системы учета продаж и организации эффективной системы внутреннего контроля.
Бюджет продаж отражает плановые показатели объема производства и объема продаж молока, а также количество продукции, предназначенной для внутрихозяйственных нужд, и запланированное поголовье приплода.
На следующем этапе формируется бюджет материальных затрат, который представляет собой количественное отображение плановых показателей в виде затрат на производство, оплату труда, упаковку и транспортировку.
Итак, бюджетирование представляет собой оптимальный инструмент управления системой учета реализации готовой продукции отрасли молочного скотоводства.
Недостаточно внедрение исключительно только систем бюджетирования, планирования учета реализации готовой продукции.
Требуется внедрение эффективных систем контроля реализации готовой продукции, определения отклонений и разработка и принятия необходимых мер, направленных на повышение эффективности функционирования реализации готовой продукции отрасли молочного скотоводства.
Сегодня одной из современных тенденций учета реализации готовой продукции является автоматизация учетных процессов, минимизация ошибок о размещении и отгрузке товарных запасов. Комплексная автоматизация учетных процессов реализации готовой продукции позволяет систематизировать и повысить эффективность работу склада, позволяет сформировать наибольшую аналитику по каналам реализации продукции.
Все эти данные необходимы для своевременного выявления проблем, определения резервов роста и совершенствования учетного процесса реализации готовой продукции в отрасли молочного скотоводства [2, c. 144].
Перспективными направлениями в части совершенствования учета реализации молока на сельскохозяйственных предприятиях должны стать следующие меры:
- руководству необходимо формировать формы внутренней отчетности о состоянии объемов продаж, динамике отгрузки продукции, состоянии расчетов. Комплекс внутренних рабочих документов позволяет сформировать систему управленческого учета, которая позволяет выявить резервы роста и развития современного сельскохозяйственного предприятия;
- целесообразным является формирование сводного документа в системе учета — «Отчет о производстве, отгрузке и реализации продукции». Данный документ наиболее полно отражает все сведения о количестве и стоимости отгруженной продукции в разрезе каждого покупателя, также в документе может быть отражена предполагаемая дата платежа, степень кредитоспособности контрагента, размер скидки. Такая аналитика — это залог выявления резервов роста и развития предприятия. Также такой документ повышает оперативность обзора полученных данных, бухгалтер достаточно быстро сможет отследить всю динамику реализации молока в отношении конкретного покупателя. Данные документы рекомендуется вести автоматизированно.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что большинство сельскохозяйственных предприятий отрасли молочного скотоводства не применяет систем и инструментов управленческого учета, не достаточно анализирует рынок и спрос на продукцию. Данная проблема негативно сказывается на объемах реализации продукции и финансовых результатах. Большинство предприятий нуждается в совершенствовании средств автоматизации и внедрения эффективных системы внутреннего контроля. Все это позволит минимизировать риск возникновения убытка и повысит конкурентоспособность предприятий отрасли молочного скотоводства.
Итак, система учета готовой продукции имеет огромное количество нерешенных проблем — требуется как повышение эффективности системы планирования и аналитичности данных, так и более эффективное использование средств автоматизации, цифровизации и различного рода инструментов вычислительной техники.
Система бухгалтерского учета должна не только систематизировать данные о состоянии учета реализации готовой продукции, но и исследовать вопросы состояния рынка. Для этого на предприятиях молочного скотоводства должны активно применяться современные инструменты управленческого учета.
Только комплексная организация системы учета реализации готовой продукции обеспечит рост финансовых результатов, деловой активности и конкурентоспособности предприятия. Решение проблем, выявленных в ходе исследования, позволило бы повысить эффективность ведения учета реализации готовой продукции в отрасли молочного скотоводства, анализа себестоимости, повышения аналитичности данных, эффективности производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия в целом, конкурентоспособности произведенной продукции и, в конечном итоге, увеличить экономический потенциал предприятия.
Литература:
- Дамаскина, Н. В. Проблемы бюджетирования на молокоперерабатывающих предприятиях на примере ОАО «Тираспольский молочный комбинат» / Н. В. Дамаскина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 191–193.
- Кошик Ю. В. Направления совершенствования учета готовой продукции / Ю. В. Кошик // Донецкие чтения: 2019: сб. науч. статей. — Донецк,2019. — С. 144–148
- Лисович Г. М. Бухгалтерский финансовый учёт в сельском хозяйстве: учебник / Г. М. Лисович. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА–М, 2015. — 288 с.
- Шумко А. А. Особенности совершенствования учета реализации готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях / А. А. Шумко // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования: сб. науч. статей. — Курск,2020.— С. 246–250.