В статье рассматриваются проблемы репрезентации гендерных отношений и вопросы, связанные с политической корректностью.
Ключевые слова: политическая корректность, феминизм, позитивная дискриминация
Кино, без сомнений, является инструментом пропаганды. Посредством киноперсонажей можно донести до зрителей практически любые идеологические вопросы. Явление политической корректности особую значимость обретает в западном обществе. Среди исследователей понятия политкорректность не существует единой точки зрения о времени его возникновения п. Считается, что политическая корректность возникла в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века.
Появление этого феномена связывают с возмущениями африканского населения США по поводу переизбытка в английском языке слов, имеющих расистский характер. В словаре иностранных слов Комлева дается следующее определение политической корректности «утвердившееся в США понятие-лозунг, демонстрирующее либеральную направленность американской политики, имеющее дело не столько с содержанием, сколько с символическими образами и корректировкой языкового кода» [1, с. 279]. Интересно, что данное определение охватывает одновременно и проблемы феминизма, так как речь должна быть декодирована символами, связанными и с феминизмом, и с расизмом толерантным отношением к меньшинствам. Кинопродукт можно рассмотреть и с позиции феминизма.
Проявление феминизма в кино относится не только к темам, затрагиваемым в сюжетах, но и в количественном показателе женщин, занятых в этой сфере деятельности. Интересно, что этот показатель относится не только к актрисам, но и к режиссёрам, продюсерам и вспомогательному персоналу. Таким образом, возникает вопрос, как качественно изменяется производство кинокартин от числа женщин, занятых при кинопроизводстве.
Сегодня выпускается большое количество фильмов и сериалов, в которых женщины выполняют роли, которые ранее чаще отводились мужчинам. Особенно это касается ремейков, в которых мужские роли были отданы женщинам, например фильм «8 подруг Оушена» (2008 г.). В сериале «Однажды в сказке» (2011–2018 гг.) практически всех важных для сюжета персонажей играют женщины, мужские персонажи в данном сериале практически всегда носят или второстепенную роль или роль помощников или им противостоит более сильный женский образ.
Современный кинематограф представляет собой площадку, на которой активно демонстрируются проблемы, связанные с феминизмом. Среди подобных проблем или дискуссий можно выделить:
− Насилие
− Харрасмент
− Стереотипы
− Репрезентация гендерных отношений
− Политкорректность
Важнейший компонент культуры, позволяющий достигать «культурных соглашений» на уровне современных мифов и идеологий, — это гендерные отношения [2] В кинематографе репрезентация гендерных отношений показывается разными путями. Интересно, что фильмы, которые выпускались за последние пять лет, демонстрируют гендерные отношения одновременно с такими проблемами как харрасмент, аборты и насилие. В качестве примеров, где данные вопросы раскрываются особенно ярко, можно привести такие фильмы как: «Скандал», 2019, Сериал «Карточный домик» 2013–2018.
Наиболее ярко вопросы политической корректности проявилась в среде американского феминистского движения, где особое значение придается борьбе против сексизма. Результатом такой борьбы является уравнивание мужчин, женщин и трансвеститов. Так, например, на ресурсе Pinterest при регистрации можно указать пол не только женский и мужской, но и тот, и тот одновременно. Таким образом, политическая корректность подразумевает полную замену слов, имеющих половую принадлежность на нейтрально-гендерные понятия, и соответственно невозможно поддерживать принцип равенства всех. Но в кинематографе чаще можно увидеть примеры, когда слова предлагают заменить не на гендерно нейтральные, соответственно отрицая равенство всех. Данную проблему можно рассмотреть на примере момента из фильма «Блондинка в законе» (2001г.), где подруга главной героини предлагает заменить неполиткорректное слово «семестр» на слово «яичместр».
Политическая корректность предполагает признание равенства между полами и расами за счет «положительной дискриминации». Однако позитивная дискриминация может быть негативна, встречена зрителями и критиками. Например, исполнительница главной роли в фильме «Капитан Марвел» Бри Ларсон из-за неосторожного высказывания, на тему изобилия мужчин в кинематографе подверглась критике обычных зрителей. Актуальным вопросом остается и репрезентация гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы–это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [3]
Зачастую политическую корректность сопрягают с толерантностью. Действительно эти понятия довольно похожи, но толерантность связана с проявлением уважения к чужой культуре, не предполагая замену уже существующих слов, которые предположительно оскорбляют чувства других людей. Наиболее ярко политическая корректность проявилась в среде американского феминистского движения, где особое значение придается борьбе против сексизма. Результатом такой борьбы является уравнивание мужчин, женщин и трансвеститов. С появлением подобного мировоззрения социальные роли перестали связывать с биологическим полом их носителей. В СМИ периодически появляются сообщения о том, что официально родители называются не отец и мать, а первый родитель и второй родитель. Политическая корректность затрагивает практические все сферы жизнедеятельности человека. Можно говорить о расовой, гендерной или социальной политической корректности. Так, например, Н. Толстая в своей статье «Политическая корректность» [4] указывает, что ее не хотели публиковать в одном из американских изданий за использование цитаты А. С. Пушкина «Потомок негров безобразный».
Можно сказать, что политкорректность — это в какой-то степени альтернативное видение реального мира. Политически корректные люди стремятся не замечать некоторые проблемы, возникающие в обществе. И если какие-нибудь проблемы (расизм, сексизм, харрасмент, насилие) все же приходится замечать, люди говорят о них, используя совершенно новые слова для их описания.
Литература:
- Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. — Москва: Эксмо-пресс, 1999. — 640 c. — Текст: непосредственный.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики / Е. Р. Ярская-Смирнова. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-vlast-i-kinematograf-osnovnye-napravleniya-feministskoy-kinokritiki (дата обращения: 08.12.2020)
- Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика — Women and social policy: (гендерный аспект): Сб. / Отв. ред. З. А. Хоткина. — М.: Институт социально–экономических проблем народонаселения РАН, 1992
- Толстая, Т. Н. Политическая корректность / Т. Н. Толстая. — Текст: электронный // http://lib.ru: [сайт]. — URL: http://lib.ru/PROZA/TOLSTAYA/p_politcorr.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 08.12.2020).