Шабалина Юлия Викторовна, студент магистратуры
Димова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
Благовещенский государственный педагогический университет}}}
В статье предпринята попытка осветить современное состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях начальной школы, обосновать ее актуальность. Приведены результаты анкетирования учителей начальных классов по проблеме воспитания толерантности.
Ключевые слова: воспитание толерантности, младшие школьники, современная школа, актуальность.
В условиях постиндустриального общества особенно остро встает необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения, основой которого является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему национальному составу. Отсюда — важность постановки проблемы воспитания толерантности в условиях поликультурной России. Данная проблема имеет социокультурную и политическую значимость и находит отражение в государственной политике в сфере образования, интегрированного в социально-культурную жизнь общества. В частности, в Федеральном государственном стандарте начального образования одним из требований к личностным результатам младшего школьника является формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Исследователи проблемы воспитания толерантности А. Г. Асмолов, Е. Белинская, М. П. Бархота, Г. В. Безюлева, Р. Р. Валитова, Г. В. Иванченко, Д. С. Лихачев, И. Л. Первова, Г. М. Шеламова и др. сходятся во мнении, что младший школьный возраст является сензитивным для воспитания толерантности. Это объясняется интенсивным процессом общего развития личности, а также тем, что в данном возрастном периоде начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для воспитания толерантности. Поэтому так важно для общества в целом сформировать именно на этой ступени жизни толерантного гражданина.
В то же время, как показывают исследования (Н. А. Асташова, Н. А. Пилюгина, И. Р. Пчелинцева и др.), проблема воспитания толерантности у младших школьников является актуальной, так как для современного младшего школьника зачастую характерно непонимание сущности понятия толерантности, нетерпимое поведение по отношению к сверстникам, отсутствие уважения к представителям иных культур, нежелание признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.
Данная проблема еще более усугубляется современной обстановкой, повлёкшей за собой перестройку образовательного процесса. Речь идёт о переводе большинства образовательных учреждений на дистанционное обучение на довольно длительный период, что, в свою очередь, затрудняет процесс воспитания толерантности.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
— потребностью практики в воспитании толерантности младших школьников;
— недостаточной разработанностью проблемы воспитания толерантности младших школьников в современных условиях.
В рамках исследования нами были проанализированы теоретические основы проблемы воспитания толерантности младших школьников, а также проведено анкетирование среди учителей начальных классов, цель которого — определить состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях современной школы.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. По этой причине данное понятие имеет довольно широкий диапазон интерпретаций.
В рамках исследования, нами было выбрано рабочее определение понятия «толерантность». В качестве рабочего определения было выбрано определение А. А. Погодина. Толерантность — это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения. Толерантность является не пассивным, покорным терпением, а активной нравственной жизненной позицией, основанной на признании иного [3].
Описывая сущность и структуру воспитания толерантности младших школьников, мы опирались на структуру воспитательного процесса по П. И. Подласому. Таким образом в структуре воспитания толерантности младших школьников нами были выделены компоненты:
— когнитивный (формирование у учащихся знаний и понимания многообразия культур и культурных традиций, которые, также, могут значительно отличаться от культуры России);
— эмоциональный (воспитание ценностного отношения к другим культурным ценностям, традициям; формирование убеждений — твердых, основанных на определенных принципах и мировоззрении взглядов, которые служат руководством в жизни);
— деятельностный (формирование навыков поведения бесконфликтного поведения в отношении представителей иной культуры, их национальности и культуры) [4].
Таким образом, воспитание толерантности мы определяем, как процесс целенаправленного создания организационно-педагогических условий, способствующих расширению и углублению теоретических знаний о многообразии культур и культурных традиций; воспитанию ценностного отношения к представителям других культур и к их культурным ценностям; развитию навыков бесконфликтного взаимодействия с представителями иных культур.
Также нами было выявлено, что младший школьный возраст является сензитивным для воспитания толерантности как качества личности. Это объясняется интенсивным процессом общего развития личности, а также тем, что на данном возрастном этапе более тесно начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Воспитание толерантности младших школьников требует построения воспитательного процесса с учетом развития всех компонентов и показателей толерантности как личностного качества [1; 2; 5; 6; 7].
В рамках данного исследования, нами был проведено анкетирование среди учителей начальных классов сельских школ Ромненского района Амурской области. В опросе принимали участие 15 человек. Анкета состояла из пяти вопросов:
- Что такое толерантность по Вашему мнению?
- Нужно ли, по Вашему мнению, вести работу по воспитанию толерантности у младших школьников? Почему?
- Ведете ли вы работу по воспитанию толерантности в своем классе?
- Какие пути и способы Вы используете для воспитания толерантности у младших школьников? Как часто?
- Какие затруднения Вы испытываете в процессе воспитания толерантности у младших школьников?
Анализируя результаты анкетирования, нами были сделаны выводы, что большинство учителей начальных классов имеют представления о сущности толерантности и отмечают значимость воспитания толерантности в современных условиях. Их ответы на первый вопрос выглядели следующим образом: «Толерантность — это ценность, которая выступает как некий поведенческий ориентир по отношению к представителям других наций, народов», «Толерантность — это уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей».
Ответы на второй вопрос анкеты выглядели так: «Толерантность необходимо воспитывать, так как у нас поликультурная страна, а современные дети толерантность не проявляют», «Толерантность нужно воспитывать всегда, однако в настоящее время это наиболее актуально» и так далее.
Анализируя ответы анкеты, нами было отмечено, что большинство учителей ведут работу по воспитанию толерантности в своем классе. Используют следующие пути и способы: «Классные часы, культурно-массовые мероприятия по теме многообразия культур», «Психолого-педагогические практикумы, предполагающие активное взаимодействие детей из разных культур» и так далее.
При ответе на вопрос «Какие затруднения Вы испытываете в процессе воспитания толерантности у младших школьников?», многие учителя отмечали следующее: «У детей отсутствует интерес к этой теме», «Не хватает профессиональных умений организовать процесс воспитания», «Недостаточно времени на данную работу», «Дети не поддаются воспитанию толерантности. По-прежнему проявляют неприязнь и неуважение к представителям других культур».
Кроме этого, опрос показал, что в настоящее время дополнительной трудностью в воспитании толерантности является дистанционный режим обучения. В частности, учителя отмечали следующее: «Самая главная трудность — дистанционное обучение», «В связи с тем, что сейчас всё в дистанционном формате, воспитание осуществлять очень сложно», «В настоящее время очень мало разработок, которые помогали бы осуществлять воспитание толерантности в дистанционном формате» и так далее.
В связи с этим ответы на вопросы, касающиеся процесса воспитания толерантности, выглядели следующим образом: «Работу по воспитанию толерантности своих детей вела раньше, до того, как мой класс перевели на дистанционное обучение», «Раньше осуществлялась работа по воспитанию толерантности, однако сейчас с этим большие проблемы. Учителя и родители просто не знают, как можно воспитывать через экран» и так далее.
Таким образом, теоретический анализ проблемы и эмпирическая часть исследования дали основание сделать следующие выводы:
Проблема толерантности актуальна в настоящее время, так как, во-первых, это обусловлено требованиями ФГОС НОО, во-вторых, низким уровнем воспитанности толерантности современных младших школьников.
В связи с современной эпидемиологической обстановкой в стране, многие учителя столкнулись с проблемой недостаточной разработанности проблемы воспитания толерантности в условиях дистанционного обучения.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование и выявить педагогические условия, при которых воспитание толерантности младших школьников будет эффективных в условиях современной школы.
Литература:
- Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. — 2015. — № 1. — С. 123–126.
- Пилюгина, Н.А Методические рекомендации по толерантному воспитанию детей школьного возраста / Н. А. Пилюгина. — М.: Наука, 2017. — 193 с.
- Погодин, А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А. А. Погодин // История. — 2004. — № 8. — С. 20–25.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. — М.: Владос, 2008. — 405 с.
- Пчелинцева, И. Р. Толерантность и школьник / И. Р. Пчелинцева. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 193 с.
- Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. — СПб.: КАРО, 2007. — 238 с.
- Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М. Г. Яновская. — М.: Просвещение. — 2016. — 159 с.