В статье проанализированы объективные факторы среды развития субъектов малого предпринимательства в России, с учетом социально-экономических тенденций и влияния новых условий функционирования в период пандемии. Рассмотрены особенности маркетинговых коммуникаций, разработки и продвижения бренда малого бизнеса в данных условиях. Выделены наиболее актуальные инструменты и тенденции развития бренда в цифровом пространстве.
Ключевые слова: малый бизнес, субъект малого бизнеса, бренд, маркетинговые коммуникации, цифровое пространство, цифровая экономика, SMM-маркетинг.
Одним из неотъемлемых элементов российского современного экономического пространства является малое предпринимательство, к субъектам которого, согласно нормативно-законодательному определению, относят зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей [1].
В процессе развития в актуальных условиях социально-экономических отношений сектор малого предпринимательства сформировал некоторые черты, специфичные в рамках функционирования в российских реалиях:
– процессы функционирования малых предприятий характеризуются высоким уровнем асинхронности развития и неравномерностью функционирования. Периоды, наиболее благоприятные для развития малого предпринимательства, сменяются периодами острой кризисной фазы, сопровождающейся массовым закрытием и стагнацией;
– деятельность малых предприятий приоритетно развивается в сфере посредничества и торговли, в сфере услуг, и усложняется в сфере финансовой и производственной деятельности, перераспределения собственности;
– развитие малого бизнеса в России имеет значимые дифференцированные различия в зависимости от регионов. Диспропорциональность в развитии малого предпринимательства в регионах обусловлена факторами различий в предпринимательской активности, развития инфраструктуры предпринимательской деятельности, обеспеченности ресурсами производства и капитала, развитием каналов и рынков сбыта продукции [7].
Дополнительные исследования особенностей развития малого бизнеса в России указывают на такие признаки, как:
– преимущественная ориентация малых предприятий на сферу услуг, то есть на те ниши рынка, которые наименее развиты с точки зрения технологической оснащенности, и требуют меньших затрат для вхождения на рынок, и в меньшей степени подвержены рискам монополизации. Наконец, пользуется более высоким и устойчивым спросом на местном региональном рынке;
– малое предпринимательство отличается меньшим уровнем влияния на развитие с точки зрения его отдельных субъектов и низким уровнем взаимодействия с субъектами крупного бизнеса;
– наконец, малое предпринимательство в России характеризуется значительным невостребованным потенциалом, что подтверждается весьма малым удельным весом вклада в структуру ВВП и количеством рабочих мест [9].
В развитие малого предпринимательства в России внесли свои коррективы внешние факторы, в частности, такие как события 2020-го года, когда в условиях пандемии субъекты малого бизнеса были вынуждены минимизировать свои издержки или вовсе выбыть с рынка (рисунок 1):
Рис. 1. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в 2017–2020 гг. Источник: авторский, по материалам [9]
Соответственно, условия внешней среды внесли свои значимые коррективы в динамику спроса на рынке, особенно в отношении сферы онлайн услуг субъектов малого бизнеса. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года, наиболее пострадавшими от пандемии отраслями признаны сферы:
– авто- и авиаперевозок;
– культуры, рекреации, развлечений и досуговой деятельности;
– спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
– туристических агентств;
– общественного питания;
– гостиничного бизнеса;
– услуг дополнительного и альтернативного образования;
– организации массовых мероприятий, выставок и конференций;
– оказания мелких бытовых услуг населению [2].
Упали в разы показатели спроса на услуги малого бизнеса beauty-сферы, развлечения и непродовольственного сектора ритейла. При этом сохранение обязательств по уплате арендных платежей, заработной платы сотрудникам, погашение кредиторской задолженности перед контрагентами и банками, а также иные, в том числе, опосредованные услуги, поставило одномоментно малый бизнес на грань банкротства по причине нарастания кассового разрыва. Способами преодоления возникшей ситуации многие предприниматели нашли в продолжении деятельности в онлайн-формате, то есть приспособлениям к условиям деятельности в цифровой среде. Факторы перехода и ориентации на модель функционирования в цифровом пространстве субъектов малого бизнеса отражены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы ориентации субъектов малого бизнеса к модели функционирования в цифровом пространстве
Стартовый капитал субъекта малого предпринимательства |
Ограниченность возможностей для привлечения заемных ресурсов. Субъект (руководитель) малого предприятия вынужден самостоятельно искать источники финансирования деятельности. |
Личная имущественная ответственность |
На субъекте малого предпринимательства лежит личная финансовая ответственность по рискам уплаты долгов при банкротстве. |
Снижение платежеспособности и спроса |
Субъект малого предпринимательства не может производить товар или оказывать услуги по низкой цене, поскольку вырабатывает их в относительно небольшом количестве. |
Низкий уровень доходов субъекта малого бизнеса |
Субъект малого бизнеса, как правило, после выхода на рынок длительно выходит в положительный полюс прибыли, что зависит также от вида деятельности. |
Более высокий уровень рисков по сравнению с другими субъектами предпринимательства |
Субъекты малого предпринимательства занимают достаточно неустойчивое положение на рынке, вследствие чего имеется высокий риск банкротства. |
Несовершенство условий государственной поддержки |
В российских реалиях малый бизнес подвергается большому количеству проверок и всевозможных форм отчетности и фискальной нагрузки, что ограничивает развитие. |
Высокий уровень затрат на заработную плату |
В деятельности малых предприятий, при условии наличия наемного персонала, большой удельный вес издержек приходится на оплату труда и налогов за счет финансовых ресурсов предприятия. |
Трудности внедрения инновационных технологий |
Субъекты малого бизнеса имеют крайне ограниченные возможности в привлечении заемного капитала или инвестиционного капитала. На внедрение инновационных технологий чаще всего необходимы значительные финансовые вложения. |
Источник: авторский, по материалам [7]
Как следует из содержания таблицы 1, значительный удельный вес проблем малого бизнеса связано с недостаточностью финансовых ресурсов для решения задач и достижения целей деятельности.
С другой стороны, одним из потенциальных источников развития малого бизнеса являются ресурсы цифровой экономики, которые могут значительно улучшить положение дел в качественно новых условиях среды, которые все чаще характеризуются метким высказыванием: «Мир уже не будет прежним» [8].
Преимущества углубления в ресурсный потенциал цифровой экономики отражены в Таблице 2.
Таблица 2
Преимущества цифровой экономики в развитии субъектов малого бизнеса
Источник ресурса — информация |
Информация как ресурс обладает неиссякаемым характером |
Торговые площадки, целевая аудитория |
Имеют безграничные возможности в сети интернет |
Конкуренция |
Обеспечение конкурентных преимуществ для субъектов малого бизнеса |
Физические ресурсы |
В предоставлении услуг и цифрового продукта могут использоваться бесконечное множество раз |
Восприятие образа клиента |
«Божество», что обеспечивает более высокий уровень клиентской лояльности |
Источник: авторский, по материалам [7]
Помимо выделенных преимуществ, развитие малого бизнеса в цифровом пространстве не лишено недостатков. В частности, это переизбыток предложений на рынке услуг по цифровизации бизнеса «выпускниками» курсов, самоучек, то есть некомпетентных лиц в области цифровизации бизнеса. Рынок испытывает недостаток в высококвалифицированных специалистах, компетентных в сфере цифровой экономики. Таким образом, предприниматели, имеющие целью развития своей деятельности в сети Интернет, сталкиваются с проблемами выбора эффективных средств разработки и продвижения бренда и организации маркетинговых коммуникаций в цифровой среде.
В силу ограниченности финансовых ресурсов, малый бизнес не всегда имеет возможности обратиться в специализированные рекламные агентства для разработки брендинга и стратегии продвижения бренда. Для минимизации затрат разработкой и продвижением бренда, как правило, зачастую занимается непосредственно руководитель бизнеса или штатные специалисты, исходя из субъективных представлений о грамотности и эффективности тех или иных действий. Во-вторых, в контексте развития малого бизнеса не всегда применимы подходы традиционного брендинга, введённые классиками брендинга. Чаще всего в развитии бренда субъекта малого предпринимательства целесообразно акцентировать внимание на развитии нескольких идентификаторов или одного-двух каналов коммуникаций (например, вербальных: логотип и слоган, а также визуальных: логотип и фирменный стиль), которые будут служить определенным знаковым сигналом для целевой аудитории [3]. Таким образом, созданный брендинг для брендов малого бизнеса впоследствии переносится в digital-пространство в целях популяризации бренда. Например, профильные специалисты разрабатывают для шоу-рума женской одежды неординарную и привлекательную упаковку, которую впоследствии клиенты начинают публиковать в раздел Stories в социальной сети Instagram.
С учетом специфики целевой аудитории (рынок В2В — «бизнес для бизнеса», В2С — «бизнес для потребителей»), различаются стратегии развития бренда в сети Интернет. В качестве примера можно привести небольшой цех по производству арахисовой пасты для кондитерского производства — это формат В2В. Если небольшое предприятие выпускает арахисовую пасту для личного потребления, то это бизнес В2С. И тот, и другой формат могут успешно развиваться в цифровом пространстве, но стратегии разработки и продвижения бренда будут различны.
Рассмотрим некоторые аспекты возможности использования и видов продвижения брендов малого бизнеса в информационном пространстве.
- Имиджевые сайты — это различные варианты создания полноценных многостраничных интерактивных сайтов или лендинговых страниц для презентации деятельности малого бизнеса. Несмотря на масштабность сайта, пользователь с первых страниц должен сформировать представление о надежности, успешности, состоятельности. Тенденции современных сайтов указывают на стремление к минимализму, яркости и семантической краткости сайтов, когда пользователь за считанные секунды просмотра должен получить максимальное представление об объекте и принять решение о покупке. Имиджевые сайты также должны легко адаптироваться под форматы мобильных и планшетных устройств, и обладать интуитивно простой организацией контента.
- Инструменты поисковой оптимизации сайтов (SEO-инструменты). Данные инструменты, как правило, применяются с целью улучшения поисковых возможностей и положения сайта в информационном пространстве, что позволяет продвигать ресурс на первые позиции в результатах поисковых запросов пользователей.
- Инструменты Email-маркетинга. Это одна из стратегий развития и генерации продаж, при которой производится рассылка писем на электронные адреса, что позволяет привлечь внимание к компании. Особенно применимо при необходимости проведения акций, оповещении о специальных предложениях, событийного маркетинга (например, поздравление с днем рождения, предложения о скидках к тем или иным лично значимым датам);
- Инструменты SMM-маркетинга — на настоящий момент наиболее распространенные и доступные по финансовым возможностям реализации действия по привлечению внимания целевой аудитории к бренду. Инструменты SMM-маркетинга зачастую абсолютно бесплатны, что важно в условиях упомянутых выше факторов недостаточности финансовых ресурсов.
- Инструменты контекстной рекламы — также являются достаточно распространенными инструментами маркетинговой коммуникации, которые основаны на специальных алгоритмах поведенческой стратегии пользователя в сети Интернет. Организация коммуникации средствами контекстной рекламы достаточно более дорогостоящая, по сравнению с SMM, но также зачастую ее эффективность сравнительно ниже [4].
Соответственно, наиболее эффективными и развитыми средствами продвижения бренда в цифровом пространстве являются инструменты SMM-маркетинга. В 2018–2020 году сформировались инновационные тренды, которые актуальны с точки зрения возможностей использования в маркетинговых коммуникациях малого бизнеса:
1) развитие альтернативных, новых социальных сетей. Например, в 2018 году зародилась и получила распространение новая сеть TikTok, в которой пользователи снимают короткие видео с музыкальными эффектами, интересные преимущественно молодому поколению, то есть поколению Z;
2) преобладающее развитие видеоконтента в сравнении с постом о товаре или услуге. Более качественный контент повышает вовлеченность и уровень доверия к бренду;
3) «умная лента». Алгоритмы социальных сетей адаптируются под визуальные и когнитивные потребности пользователей, то есть демонстрирует тот контент, на котором пользователь акцентирует большее внимание;
4) современные чат-боты. В 2019 году по сравнению с 2018 году рынок чат-ботов вырос в более чем три раза. Современные чат-боты выходят на новый интеллектуальный уровень и решать проблемы по контекстуальному запросу клиентов;
5) развитие торговых тегов, которые позволяют отмечать товар на публикации посредством меток и хештегов, что актуально особенно в сотрудничестве с инфлюенсерами;
6) фокусирование на личности. Коммерческие аккаунты все менее интересны людям. Аудитория предпочитает знать: кто стоит за брендом? Как выгляди человек? Чем он живет? Необходимо показывать бекстейджи, делиться личными историями, вести запись интервью и видео о работе команды;
7) контент от пользователей (UCC) — публикация на странице реальных отзывов и обзоров, взаимодействия с реальной аудиторией, самореплекации контента;
8) обращение внимания к микроблогерам, которые имеют сравнительно небольшую аудиторию (до 50 тыс. человек), но их аудитория характеризуется большим уровнем отзывчивости и доверия.
Таким образом, актуальные тренды в развитии SMM-маркетинга в наибольшей степени соответствую тенденциям и факторам среды существования и развития малого бизнеса во внутренних и внешних условиях отечественного рынка.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изм. и доп.)
- Веретено А. А., Белов К. А. Формирование бренда как ключевой элемент развития малого бизнеса [Текст]/ А. А. Веретено, К. А. Белов// Economics. — 2016. — № 12. — С.44–48
- Как малому бизнесу рекламироваться в сервисах Яндекса [Электронный ресурс]/ Blog.Promopult. — Режим доступа: https://blog.promopult.ru/sales/kak-malomu-biznesu-reklamirovatsya-v-servisax-yandeksa.html (Дата обращения: 23.11.2020)
- Как создать лендинг в инстаграм [Электронный ресурс]/ <Актион> МЦФЭР. — Режим доступа: https://www.business.ru/article/2370-lending-instagram (Дата обращения: 23.11.2020)
- Карпова М. К., Дятлова К. И. Продвижение малого бизнеса в сети Интернет [Текст]/ М. К. Карпова, К. И. Дятлов// Наука. Общество. Государство. — 2019. — № 1 (25).
- Малое предпринимательство и цифровая экономика: перспективы и проблемы [Текс]/ В. Ю. Буров, Г. Л. Багиев, Е. Б. Дондокова. — Чита: ЗабГУ, 2018. — 221 с.
- Национальный отчет Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/ 2020 [Электронный ресурс]/ Высшая школа менеджмента. Санкт-Петербургский государственный университет. — Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04–06.pdf (Дата обращения: 23.11.2020)
- Финансирование малого и среднего бизнеса в 2019 году и в I полугодии 2020 года [Электронный ресурс]/ Аналитические материалы. Москва: 7 октября 2020 года. — Режим доступа: https://raex-a.ru/files/attachment/FRB-2020_Analytica_Block_Web.pdf (Дата обращения: 23.11.2020)