В статье рассмотрены нормативные основы антимонопольного регулирования. Выявлены существующие проблемы антимонопольного регулирования. Обозначены перспективы процесса антимонопольного регулирования. Сделаны выводы о том, что функции органа исполнительной власти с особым статусом, наделенного полномочиями по антимонопольной деятельности, выполняет ФАС России. При этом функционал данной службы расширяется, не ограничиваясь уже только антимонопольной деятельностью.
Ключевые слова : регулятор, антимонопольная деятельность, программа, монополия, рынок, регулирование, проблемы, перспективы
В условиях острой конкурентной борьбы, введения санкций в отношении нашей страны со стороны ряда западных стран особое значение для успешных социально-экономических преобразований начинает приобретать антимонопольная политика. Не вызывает сомнения факт, что выстроенные на основе прочной нормативной базы действия по контролю за деятельностью монополий действительно необходимы для обеспечения в стране здоровой, добросовестной конкуренции, активного развития рынка товаров и услуг, становления и развития инновационной экономики.
Негативным следствием наличия монополии могут выступать: неконтролируемый рост цен, застой в различных отраслях. Государство призвано ограничить монополию, вводить меры, направленные на поддержание здоровой конкуренции, обеспечения достойного уровня жизни граждан, поддержания нормальной работы экономических систем, что в совокупности выступает основой конкурентоспособной экономики. Ограничение монополии посредством применения различных способов ограничения деятельности монополистов выражается в понятии «антимонопольная деятельность». Она представляет собой некий набор действий ограничительного характера, прямо направленных на поддержание приемлемого уровня здоровой конкуренции между организациями, в том числе и осуществление контроля за деятельностью организаций.
Основные направления антимонопольной деятельности:
− запрет на злоупотребление организацией своим высоким положением;
− запрет на установление высокой или низкой цены в рамках монополии и пр.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по контролю и надзору в сфере соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках, финансовом рынке является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Д. С. Лукашевский подчеркивает особый статус ФАС России, как единственного органа исполнительной власти, деятельность которого осуществляется в строгом соответствии с международными нормами права [1]. С момента своего существования, как справедливо отмечают В. А. Чистова, А. С. Рубцов, антимонопольный орган менял не только название, но и статус, что влекло изменение объема полномочий, внесение в сферу чисто «антимонопольных» функций иных, не связанных с конкуренцией [5, с. 34–35]:
− по отслеживанию выполнения антимонопольных законов в земельной, природной и электроэнергетической областях;
− по отслеживанию выполнения законов в области естественных монополий;
− отслеживание выполнения законов в сфере рекламы;
− контроль в области закупок товаров, работ, услуг необходимых для государства;
− отслеживание выполнения законов в области государственного оборонного заказа [5, с. 68].
Деятельность ФАС России по предотвращению недобросовестной конкуренции регулируется целым рядом законов:
− «О защите конкуренции»;
− «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
− «О государственном оборонном заказе»;
− «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
− «О рекламе» [3].
Можно говорить о сформированной нормативной базе антимонопольного законодательства.
Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 вводит ряд ограничений в работу организаций, расположенных на вершине рынка сбыта продукции, работ и услуг. Субъектам запрещается:
− устанавливать и поддерживать высокую или низкую цену товара;
− производить изъятие товара из обращения, если из-за такого изъятия повышается цена товара;
− необоснованно заниматься прекращением производство продукции, если на нее имеется большой спрос;
− необоснованно заниматься установлением разной цены на одну и ту же продукцию;
− создавать препятствия на пути входа или выхода из рынка продукции, работ и услуг другим организациям.
Главной задачей антимонопольного регулирования выступает создание на рынке такой обстановки, которая бы не позволяла фирмам злоупотреблять их положением. При этом главной чертой российского антимонопольного законодательства выступает:
− слабый опыт применения;
− низкая роль частных лиц;
− более широкий набор задач;
− слабый опыт использования результатов экономического анализа судами [4, с. 61].
Актуальными перспективными мерами правительственной политики выступают, например, следующие:
− контроль и регулирование инвестпрограмм;
− организация целевых дотаций (отдельным категориям граждан)за счет бюджетных средств;
− усовершенствование нормативной базы в отношении финансовой составляющей;
− рост эффективности государственных полномочий по акциям, принадлежащим государству акциям акционерных обществ, являющихся естественными монополиями;
− снижение ценового уровня на продукцию монополии до уровня реальных затрат [4].
Таким образом, монополизация влечет за собой проблемы, не позволяющие государству достичь определенного устойчивого темпа развития, возможного в рамках здоровой конкуренции. Ввиду этого, вмешательство государства в виде формирования антимонопольной политики представляет необходимый механизм. Внедрение методов демонополизации возникновение новых монопольных объединений для экономики страны, поскольку позволяет предупредить детство монополий. Многими авторами научных источников подчеркивается, что российская антимонопольная политика является относительно молодой, существенно отличается от задач и целей антимонопольного регулирования зарубежных стран. В то же время необходимо отметить, что на протяжении последних нескольких лет ведется напряженная работа с целью обеспечения необходимого уровня здоровой конкуренции и демонополизации рынка, результаты этой деятельности существенно сказывается на жизни и развитии экономики и общества в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (Редакция от 24.04.2020) «О защите конкуренции» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 06.12.2020).
- Лукашевский Д. С. Основные направления антимонопольной политики в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — Т. 3. — № 13. — С. 815–817.
- Магдилов М. М., Мусагаджиева П. А. Проблемы совершенствования антимонопольного законодательства в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. — 2018. — Т. 33. — № 3. — С. 73–80
- Плотникова О. С., Тимофеева О. Г. Антимонопольная политика в России // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — № 8. — С. 111–115.
- Рощин Н. С., Николайчук О. А. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом // Контентус. — 2019. — № 10 (87). — С. 59–68.
- Чистова В. А., Рубцов А. С. Актуальные вопросы правового регулирования антимонопольной деятельности в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2019. — № 3. — С. 67–70.