В статье рассматриваются основные течения в аболиционистском движении в США перед Гражданской войной, анализируются их точки соприкосновения и расхождения, а также вклад в отмену рабства.
Ключевые слова: рабство, аболиционизм, США. Гражданская война, У. Л. Гаррисон, Ф. Дуглас, Дж. Браун, А. Линкольн.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем сложным наследием, которое получили США от эпохи между Войной за Независимость и Гражданской войной. Это было время, когда в стране победившей демократии и либерализма наряду с республиканским устройством сохранялся институт рабства. Отголоски этой проблемы и сегодня дестабилизируют ситуацию в США, наиболее ярким примером чему является движение Black Lives Matter, которое выступает против дискриминации, расизма и насилия в отношении чернокожих, а также призывает белое население «покаяться» за длительное угнетение негров — рабов.
Понятие «рабства» заключается в состоянии физической несвободы индивида, его зависимости от кого-либо и невозможности действовать в соответствии со своей волей. Институт рабства имеет давние корни и вплоть до его запрещения в международном праве в XIX в., он имел легальный и вполне легитимный характер [8, с. 95]. Более того, рабство и работорговля являлись основой экономики многих государств, как например, в Америке.
В XVIII в. в США получила широкое развитие «плантаторская система, работающая на мировой рынок» (К.Маркс), которая базировалась на рабском труде. На плантациях в основном выращивали тростниковый сахар, индиго и табак. Практически вся обрабатываемая земля принадлежала «белым» плантаторам, тесно связанным с работорговцами: жизнь раба сгорала на плантациях за 5–6 лет, и поэтому требовалось постоянное пополнение новыми рабами, систематически поставляемыми из Африки.
Правда, в конце XVIII в. в передовых европейских странах все громче стали раздаваться голоса, призывавшие к ликвидации работорговли и рабства. Тогда же были заложены основы аболиционистского (освободительного) движения. В ряде штатов Америки в 70-е и 80-е годы были даже приняты законы, запрещавшие ввоз рабов. Однако, это не могло существенно повлиять на ситуацию: число вывозимых из Африки рабов до самого конца XVIII в. неуклонно росло, не происходило изменений в лучшую сторону и в положении рабов.
Еще до окончания Войны за Независимость в 1777 году была принята первая Конституция США, в первоначальный вариант которой не был включен Билль о правах. Однако по требованию большинства штатов, в нее были включены статьи, гарантирующие базовые права и свободы граждан. Были приняты первые десять поправок, в которых закреплялись свобода слова, печати, собраний, отделение церкви от государства, право опираться на защиту закона, носить оружие для самообороны, неприкосновенность личности, жилья, имущества. При этом статьи, запрещавшие рабство и работорговлю, отсутствовали, чернокожее и коренное население не было включено в состав граждан США и на них не распространялись права и свободы.
Проблему рабства обсуждали на Филадельфийском конвенте 1787 г., который должен был разработать для США новую «более совершенную» конституцию, оказавшуюся компромиссной. Из текста были исключены такие слова, как слова «раб» и «рабовладение», что не стало препятствием для внесения в конституцию «отцами-основателями» так называемого «правила трех пятых» — при расчете числа представителей штата в нижней палате Конгресса к численности свободного населения прибавлялось три пятых проживавших в штате рабов (ст. 1, разд. 2).
В результате работы Конвента был достигнут еще один компромисс между Севером и Югом: в интересах рабовладельцев была включена статья о выдаче беглых рабов (ст. 4, разд. 2); уступкой требованиям Севера явилось ограничение ввоза рабов в США 20-летним сроком (ст. 1, разд. 9). Такой компромиссный характер Конституции в вопросе рабства дал аболиционистам XIX в., прежде всего У. Л. Гаррисону, основание считать ее прорабовладельческим документом, «соглашением с адом» [2, с. 57]. В 1820 г. промышленные северные штаты и рабовладельческие южные пришли к Миссурийскому компромиссу , смысл которого заключался в том, что впредь рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга.
Разумеется, это не могло не привести к формированию идей и взглядов, направленных против данного института. Эти идеи и взгляды, объединены общим названием — аболиционизм.
Важно подчеркнуть, что аболиционизм не представлял собой единое течение, в нем на разных этапах преобладали сторонники то радикальной, то умеренной ориентации. Достаточно разнороден в социальном плане был и его состав, разная степень участия в самом движении — от активной деятельности в его структурах до выражения сочувствия [7, с. 11]. Среди его лидеров можно назвать Уильяма Ллойда Гаррисона, Леви Коффина, Фредерика Дугласа и Джона Брауна. Несмотря на то, что всех их объединяло неприятие института рабства, они значительно расходились во взглядах на то, какими методами добиваться своей цели.
Представителем наиболее радикального крыла был Джон Браун. В современной историографии и общественном мнении сложился неоднозначный образ Джона Брауна. Одни рассматривают его как героя, самоотверженно боровшегося против рабства. Но этот ореол борца за справедливость рассеивается, если рассмотреть способы его борьбы. Многие считают его преступником и фанатиком, действовавшим чрезвычайно жесткими, даже жестокими, насильственными методами [5, с.35].
В отличие от многих противников рабства, Джон Браун был практиком, а не теоретиком. Он участвовал в набегах на рабовладельческие плантации, вел партизанскую борьбу, под его руководством в 1859 году было поднято восстание, завершившееся поражением и арестом Брауна. Сам Браун был осужден как преступник и приговорен к смертной казни. Как бы ни воспринималось сегодня восстание Джона Брауна, безусловно, что оно всколыхнуло не только Юг, но и Север, мало кого оставив равнодушным. В этом заключался его вклад в освободительное движение. Оно еще больше углубило раскол в общественном мнении, еще более сплотило южан, сторонников рабства, вплотную подведя их к идее от отделении. Значительные расхождения во мнениях имели место и на Севере, что было связано с предшествующей тактикой компромиссов. Все больше северян выступали за отказ от дальнейших уступок Югу, смотрели враждебно на этот регион. Это, конечно, не значило, что они одномоментно превратились в аболиционистов, большинство из них не выступало за незамедлительную отмену рабства, однако, смотрели на него неодобрительно.
К числу сторонников полного освобождения рабов относился Уильям Ллойд Гаррисон, талантливый журналист и редактор нескольких газет. Гаррисон был представителем морально-пацифистского направления в аболиционистском движении. Пропагандируемый Гаррисоном моральный аболиционизм провозгласил рабство грехом и позором для страны, что, в конечном итоге, имело даже большее воздействие, чем аболиционизм политический, так как в его основу были положены библейские и пуританские идеи. И если вначале эти идеи не встречали широкого отклика среди массового читателя, то со временем они приобрели поддержку у северян — «не в смысле немедленного уничтожения рабства или признания негров равными себе, а именно в силу морального осуждения особого института Юга, нежелания соучаствовать в этом грехе дальше». Свою главную задачу Гаррисон видел в том, чтобы формировать общественное мнение в духе нетерпимости к любым нарушениям естественных прав человека. Он настаивал на немедленной ликвидации рабства без какой-либо компенсации рабовладельцам. В его газете постоянно публиковались материалы «с мест», в которых содержались факты о тяжелой жизни рабов, о жестокости рабовладельцев, а также подробные отчеты о деятельности антирабовладельческих обществ и их акциях [1, с. 106].
Именно в обращении к общественному мнению, моральном осуждении института рабства он видел важнейшую задачу аболиционистского движения, отрицая при этом любое насилие. Важное место в мировоззрении Гаррисона занимала концепция духовного анархизма и перфекционизма, в соответствии с которой Бог дал человеку способность к самосовершенствованию, являющуюся залогом уничтожения всех пороков, в том числе и рабства. Именно поэтому аболиционисты должны направить все свои усилия на очищение и самосовершенствование представителей всех классов, в результате чего рабовладельцы добровольно освободят рабов, а чернокожие американцы смогут в полной мере раскрыть свои способности, доказав на практике, что они достойны равных с белыми гражданских и политических прав. Концепция перфекционизма обусловила отстраненность Гаррисона от политической борьбы. В течение долгого времени Гаррисон был сторонником исключительно мирных средств борьбы с рабством. Фактически всю жизнь Гаррисон посвятил борьбе за отмену рабства, которую он рассматривал как религиозный долг, как подвижничество [1, с. 108].
В числе учеников и последователей Гаррисона, которые впоследствии избрали собственный путь в аболиционистском движении, были как радикалы, так и умеренные. К первым относился Фредерик Дуглас, бывший раб, который стал признанным лидером черных аболиционистов и одной из наиболее значительных фигур в истории аболиционизма. Дуглас был выдающимся оратором, блестящим публицистом и редактором [6, с. 95].
Поначалу он как откровение воспринимал речи и публикации Гаррисона, считая себя его последователем и единомышленником. Но уже вскоре их пути разошлись, поскольку Дуглас стал склоняться к более радикальным взглядам. В то время как Гаррисон считал единственно возможной ненасильственную борьбу, отрицая даже участие в политической деятельности, Дуглас, напротив, все более склонялся к мысли, что добиться освобождения можно через участие в политике и вооруженное сопротивление. Дуглас был против идеи Гаррисона о разрыве с южными штатами, поскольку, по его мнению, этот шаг обрекает рабов на полный произвол со стороны плантаторов. Дуглас переходит к решительным действиям, начав с вооруженного сопротивления новым прорабовладельческим законам, в частности закону о беглых рабах. Тот, кто содействует возвращению негров в рабство, объявил Дуглас, лишает их свободы, добытой с риском для жизни, и заслуживает физической расправы [3, с. 133].
Радикалов среди последователей Гаррисона было все же меньшинство, большинство же стояло на умеренных позициях, выступая за плавные и поэтапные политические меры в борьбе с рабством. Умеренные аболиционисты (конституционалисты) планировали использовать для борьбы с рабством федеральную Конституцию, отвергнутую Гаррисоном как прорабовладельческий документ. В отличие от Гаррисона, указывавшего на те формулировки Конституции, которые могли служить оправданием рабства, умеренные аболиционисты стремились развить положения, прямо противоречившие рабовладению. И еще один аргумент конституционалистов заключался в том, что, поскольку рабство является порождением законов, то и отменить его можно только путем принятия соответствующих законов. Законы же эти необходимо провести через Конгресс, в котором противники рабства должны добиваться получения большинства мест [4, с. 80]. С целью проведения в Конгресс своих сторонников умеренные аболиционисты в 1840 г. создали Партию Свободы, проводившую разностороннюю критику рабства: оно осуждалось как противоречащее принципам Декларации независимости и Конституции, характеризовалось как чудовищный пережиток феодализма.
Партия также осудила идею переселения негров из США, положительно восприняв гаррисоновский идеал полного уравнения в правах черных и белых американцев. Но, в отличие от Гаррисона, лидеры партии выступали за постепенную отмену рабства, которую должны были в добровольном порядке осуществить сами южные штаты.
В 1848 г. была создана «Партия фрисойлеров» (от англ. free — свободный, soil — земля), выдвинувшая лозунг, ставший крылатым: «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», ставший девизом всех противников рабства [3, с. 136]. Но ни Партии Свободы, ни фрисойлерам не удалось поколебать позиции двух ведущих партий — вигов и демократов. То, что не удалось сделать им, сделала Республиканская партия, дебютировавшая на национальных политических выборах в 1856 г.. А уже в 1860 г. она сумела провести своего кандидата в Президенты Соединенных Штатов. Это был Авраам Линкольн.
Идеалы Республиканской партии основывались уже на четко оформленной идеологии, свидетельствовавшей о зрелости противостоящих плантаторам социальных сил. Их идеология включала в себя не только критику рабства, но также обоснование развернутой программы социальных, экономических и политических преобразований. Линкольном и его последователями в значительной степени была развита одна из ключевых составляющих американского либерализма — концепция естественных и неотчуждаемых прав человека, которая была распространена на все чернокожее население.
Таким образом, аболиционистское движение перед Гражжданской войной в США было представлено пацифистским (ненасильственным), умеренным и радикальным направлениями. Несмотря на значительные расхождения во взглядах на способы и методы достижения цели, их объединяло общее стремление к скорейшей отмене рабства. Это были убежденные в своей правоте люди, готовые жертвовать собой ради идеи, хотя методы их деятельности сильно отличались, начиная от гаррисоновского непротивления злу насилием, до практики прямого действия Джона Брауна. Тем не менее, несмотря на отсутствие единства, именно аболиционистам удалось направить общественное мнение северян против рабства, признать его греховную и аморальную сущность. Им удалось разбудить «спящую совесть» Америки, что привело к отмене рабства, а спустя еще почти столетие — к полному уравнению в правах белого и чернокожего населения.
Литература:
- Алентьева Т. В. Наследие просвещения: Борьба У. Л. Гаррисона За права человека // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). С. 106–126
- Алентьева Т. В. США накануне Гражданской войны: Время и люди. Курск, 2003
- Подусов А. С. Рабство в США в 19 веке: за и против // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 11 — с. 133–138
- Согрин B. В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца XX века. М.: Наука, 1995. 238 с.
- Тайгильдин, А. В. Общественно-политическая мысль по вопросу о рабстве накануне гражданской войны в США [Текст] / А. В. Тайгильдин // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. — 2018. — Т. 4, № 1. — С. 35–46
- Удлер, И. М. Традиционные американские ценности в «повествованиях» и публицистике бывших рабов / И. М. Удлер // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун–та. Сер. Лингвистика. — 2005. — № 11 (51), вып. 2. — С. 94–98.
- Уров Александр Николаевич. Политическая лирика Дж. Г. Уиттиера в контексте аболиционистской литературы: проблематика и поэтика: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.03: Москва, 2004 211 c.
- Ямалетдинова Н. В., Ванюшева Я. В. Исторический и правовой анализ проблемы работорговли // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 3 (32). — С. 95–97