В статье рассмотрены основные тенденции развития отрасли молочного скотоводства, предложены направления формирования производственного потенциала данной отрасли.
Ключевые слова: молочное скотоводство, молоко, государственная поддержка, субсидии.
Молочное скотоводство всегда являлось одним из главных направлений развития отечественного животноводства. Насыщение внутреннего рынка продукцией животноводства одна из ведущих целей долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства России. Кроме того, в условиях развития рыночной экономики производство молока должно не только наращивать свои объемы, но и быть конкурентоспособно, должно обеспечивать полноценное питание граждан. Стратегическим ориентиром размеров производства в молочной отрасли является годовой объем потребления молока на душу населения [5, с.191].
Однако среднестатистический россиянин сегодня потребляет 225 кг молока и молочных продуктов в год, что на 100 кг меньше научно обоснованных норм потребления, а жители Пермского края потребляют всего 218 кг, что составляет всего 67 % от нормы (рис. 1). Норма потребления молока, рекомендованная Министерством здравоохранения РФ — 325 кг.
Рис. 1. Динамика потребления молока и молочной продукции на душу населения в региональном разрезе [2]
За последние пять лет наблюдается снижение потребления молока и молочной продукции в расчете на душу населения в России на 5,77 %. в СФО — на 5.22 %. в Пермском крае — на 7,63 %.Сокращение объемов потребления молока вызвано спадом развития отрасли в целом, что продемонстрировано в таблице 1 [3].В 2019 году наметился незначительный рост развития отрасли. В целом по России прослеживается рост валового производства молока всего на 2,05 %, что обусловлено ростом валового производства в Центральном, Северо-Западном. Южном, Северо-Кавказском, Приволжском федеральных округах, при одновременном сокращении объемов производства молока в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
В частности наиболее плачевное состояние в отрасли прослеживается в Приволжском федеральном округе, где производство молока сократилось за пять лет на 13,63 %, рассмотрим факторы данных изменений в таблице 1 [3].
Таблица 1
Состояние отрасли молочного скотоводства
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Относительный показатель,% |
|||||||
2016 к 2015 гг. |
2017 к 2016 гг. |
2018 к 2017 гг. |
2019 к 2018 гг. |
||||||||||
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. т: |
|||||||||||||
- Приволжский федеральный округ |
5034 |
4980 |
4839 |
4862 |
4348 |
98,93 |
97,17 |
100,48 |
89,43 |
||||
- Пермский край |
654,9 |
658,1 |
640,7 |
638,7 |
625,9 |
100,49 |
97,36 |
99,69 |
98,00 |
||||
Поголовье коров в хозяйствах всех категорий на конец года. тыс. гол.: |
|||||||||||||
- Приволжский федеральный округ |
1667 |
1637 |
1612 |
1614 |
1611 |
98,20 |
98,47 |
100,12 |
99,81 |
||||
- Пермский край |
148,9 |
147,6 |
141,9 |
143,1 |
139,4 |
99,13 |
96,14 |
100,85 |
97,41 |
||||
Среднегодовой надой на одну корову (в хозяйствах всех категорий), кг |
|||||||||||||
- Приволжский федеральный округ |
3020 |
3042 |
3002 |
3012 |
2699 |
100,73 |
98,69 |
100,33 |
89,61 |
||||
- Пермский край |
4398 |
4603 |
4578 |
4709 |
4796 |
104,66 |
99,46 |
102,86 |
101,85 |
||||
За анализируемый период 2015–2019 годов потенциал отрасли сокращается, что выражено сокращением поголовья коров в ПФО на 3,36 % и отдельно в Пермском крае — на 6,38 %.В целом по Приволжскому федеральному округу среднегодовой надой на одну корову сократился на 10,62 % и составил 2699 кг, что ниже среднероссийского уровня достигнутого в 2019 году (3854 кг) на 29.97 %. В Пермском крае на фоне сокращения поголовья коров наблюдается рост продуктивности на 9,04 %, кроме того молочная продуктивность коров в крае выше среднероссийского уровня на 24.,45 %, таким образом фактическое производство молока в Пермском крае при столь существенном сокращении поголовья коров обусловлено ростом продуктивности коров.
По данным Министерства сельского хозяйства и торговли Пермского края в планах развития отрасли предусмотрено валовое производство молока на уровне 855 тыс.т [1].
Тенденции состояния отрасли в Пермском крае, отраженные в приоритетных направлений развития отрасли, несомненно, производственного потенциала [4, с. 302].
Основными тенденциями развития молочного скотоводства являются:
Рис. 2. Основные тенденции развития молочного скотоводства в Пермском крае
Государственная поддержка молочного скотоводства осуществлялась в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» Государственной программы по следующим направлениям:
Рис. 3. Направления государственной поддержки молочного скотоводства
В целях увеличения производства молока осуществляется оказание поддержки на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. В этой связи в 2019 году введена твердая ставка в размере 1,46 рублей за один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Расходы на финансирование повышения продуктивности молочного скотоводства осуществляется из федерального и краевого бюджетов.
В размере 574,2 млн. рублей поддержка оказана 150 сельскохозяйственным товаропроизводителям края. В 2019 году в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах включая индивидуальных предпринимателей производство молока составило 453,6 тыс. тонн (105,6 % к уровню 2019 года) [3].
Племенные хозяйства в полном объеме закрывают потребности предприятий всех категорий в высокоценном племенном поголовье скота. В 2019году племенными хозяйствами реализовано 3109 голов племенного скота в том числе: крупного рогатого скота молочного направления — 2489 голов, мясного направления — 620 голов. Племенными хозяйствами за 2019 год произведено молока в объеме 224,4 тыс. тонн (107,1 % к уровню 2018 года), что составляет 52 % от общего объема производства в сельхозпредприятиях Пермского края [1].
В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства Пермского края оказывалась поддержка развития мясного скотоводства, выплачивались субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья мясных коров и коров, используемых для получения поместного скота.
В 2019 году по данному направлению предоставлена поддержка 89 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 79,8 млн. рублей, просубсидированы затраты на содержание 7897 коров мясного направления по ставке 10098 руб. на 1 голову в год. Данное направление поддержки оказывает положительное влияние на развитие мясного скотоводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, так как позволяет развиваться сельскохозяйственному производству в труднодоступных местах Пермского края с неразвитой логистикой. [3].
В 2019 году на территории Пермского края в связи с опасными природными явлениями распоряжением председателя Правительства Пермского края от 23 августа 2019 г. № 39-рпп «О признании чрезвычайной ситуации на территории Пермского края в связи с опасными природными явлениями» (прилагается) признана чрезвычайная ситуация (далее — ЧС).
ЧС оказало негативное воздействие на результаты работы отрасли, в том числе на развитие животноводства. Прежде всего это отразилось на заготовке кормов. Так в 2019 году заготовка кормов проводилась в сложных условиях, в среднем по Пермскому краю заготовлено грубых и сочных кормов 26,0 цн к. ед. на одну условную голову, дефицит кормов составил 5,3 цн к. ед. За счет средств федерального и краевого бюджетов сельхозтоваропроизводителям выплачена компенсация вразмере 574,2 млн. рублей [1].
С 2020 года вступили в силу новые правила субсидирования российского агропромышленного комплекса. Ранее субсидирование велось по трем направлениям: содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК, погектарная поддержка и субсидирование на литр товарного молока. Теперь эти виды субсидий разделяются на компенсирующие и стимулирующие.
В соответствии с правилами предоставления и распределения указанных видов субсидий, компенсирующая субсидия предоставляется по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (аналогично действовавшей до 2020 г. «субсидии на литр»), а базой для начисления стимулирующей субсидии может являться 1 голова, и (или) 1 гектар, и (или) 1 тонна. При этом органы управления АПК субъектов РФ самостоятельно определяют базу для начисления субсидии (это может быть не обязательно сырое молоко, но и другие объекты — затраченные корма, поголовье и т. п.).
В заключение отметим, что современные объемы производства молока не удовлетворяют потребности населения в данном продукте, что нарушает баланс рациона человека. Положительная динамика производства молока по отдельным регионам не обуславливает значительного прироста объема производства молока в целом по России, в частности в региональном разрезе прослеживается несколько федеральных округов с отрицательным приростом производства. Следовательно, развитие отрасли молочного скотоводства должно основываться на формировании производственного потенциала, соответствующему современному научно-техническому уровню за счет всех источников финансирования, включая и средства государственной поддержки.
Литература:
- Итоги 2013–2018 годов и перспективы развития АПК Пермского края [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/5873991/7paqe (дата обращения: 28.10.2020).
- Потребление основных продуктов литания по РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. qks.ru/storaqe/mediabank/potr-rf/xls (дата обращения: 27.10.2020).
- Производство молока в хозяйствах всех категорий (Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40694 (дата обращения: 28.10.2020).
- Федорова М. А. Совершенствование воспроизводственного процесса в молочном скотоводстве как основа формирования производственного потенциала отрасли // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития». 2017. С.302–306.
- Федорова М А. Тенденции развития молочного скотоводства и проблемы формирования производственного потенциала отрасли //Фундаментальные исследования. 2019. № 11. С. 191–195.