Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода / Л. М. Чуева, С. А. Евстафьева, С. Е. Верютин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76386/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Ключевые слова: правила дорожного движения, безопасное поведение детей на улицах и дорогах.

Начнем с самого главного: детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) — что же это такое и почему это мы выделяем в отдельную тему. Прежде всего необходимо понять, что ДДТТ — это вина и ответственность взрослых, которые подвергли своих детей опасности. «Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает», — сказал когда-то Леонардо да Винчи. ДДТТ — одна из самых больших проблем в наше скоростное время, но это все-таки возможно только при несоблюдении элементарных правил дорожного движения. Ведь мы все согласны, что дети — это единственная ценность в жизни человека.

Ответственность на дороге нужно прививать детям с раннего возраста, ведь известно, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения , а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Ваш ребенок стал на ноги, идет по дороге — он уже пешеход. Сел малыш на велосипед и поехал — он уже велосипедист. Поехал в автобусе или автомобиле — он уже пассажир. И везде он подвергается опасности. Дети при этом расплачиваются своими травмами или жизнью за безответственность взрослых.

Ежегодно на дорогахРоссии совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков . Если мы рассмотрим статистику за 10 месяцев текущего года на территории Старооскольского городского округа, то увидим, что зарегистрировано 19 дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием детей до 16 лет (2019–20), в которых 20 несовершеннолетних получили ранения (2019–22) и 1 несовершеннолетний погиб (АППГ — 0). Знание и соблюдение школьниками правил дорожного движения поможет обществу сформировать безопасное поведение детей на дорогах . Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным: личный пример родителей и других взрослых, практические занятия в школах и центрах дополнительного образования, а так же ежедневно приобретаемый ребенком опыт.

Жажда знаний, желание познавать мир — это то новшество, которое создает нашим почемучкам настоящую опасность на улице и дороге. Вот почему родители с самого раннего возраста должны приучать детей собственным примером соблюдать ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице и дороге. Пример родителей на дороге — основа безопасности и правильного поведения детей , ориентированные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на улицах и дорогах, в транспорте.

Ученые очень давно смогли доказать, что каждый ребенок от рождения наделен огромным интеллектуальным потенциалом, который при подходящих условиях эффективно развивается и позволяет в будущем ребенку достигать огромных высот в развитии. Особо необходимо подчеркнуть — чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо создать условия, в том числе в изучении и применении на практике ПДД. Здесь необходимо не только основательно сформировать навыки безопасного поведения на дороге , но и постоянно расширять знания детей о правильном поведении на дороге и в транспорте, выполнять требования дорожных знаков , развивать аналитическое мышление, внимание на улице и дороге.

Учитель начальной школы — это первый человек, который осознанно заставляет задуматься, а не копировать поведение родителей и других взрослых, ребенка, этот человек уже пытается заставить работать и развивает аналитическое мышление маленького участника ДД. Безопасное поведение на дороге,это тот минимум,которым обязан овладеть младший школьник. Педагог помогает родителям идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге , методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей . Закрепляя знания школьников о сигналах светофора и правила безопасного поведения на дороге, дети участвуют во многих конкурсах и акциях совместно с ГИБДД. Углубляем знания детей о правилах поведения и на тротуаре ; представления о назначениидорожных знаков и дорожной разметки во время походов и экскурсий. Решаем проблемные ситуации по ПДД на детской транспортной площадке — и это стало любимым занятием для наших воспитанников.

Развиваем навык ориентироваться по сигналу светофора, правильно переходить проезжую часть, потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи — дашь миру человека».

Воспитание у детей культуры поведения на дороге, уважение к труду инспектора ГИБДД, умение применять полученные знания в реальной жизни — это уже задача средней школы. Необходимым условием дающей положительные результаты нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге является продуктивное сотрудничество нашей школы с ГИБДД. Встречи и беседы с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в акциях по ПДД, во время встреч дети активно задают вопросы, хотят услышать мнение профессионала о той или иной сложной ситуации, чем иногда несказанно удивляют сотрудников ГИБДД.

Так же педагогам важно понимать особенности работы с детьми и их родителями в осеннее зимний период. Осенние дожди, короткий световой день, туман, листья на дороге, заморозки, гололедица — это те погодные условия, которые способствуют повышению детского травматизма на дорогах. А нам, взрослым, необходимо помнить, что у детей отсутствует защитная реакция на сложную дорожную обстановку осеннее-зимнего периода, которая свойственна взрослым, и нет той координации движений.

Нам приходится учитывать и особенности родителей, которые категорически не хотят обеспечить наличие светоотражающих элементов на одежде собственных детей, сами не носят отражающие элементы, чем подают негативный пример детям. А ведь в темное время суток, даже если на улице светят фонари, пешеход практически незаметен для водителей. Одежда с капюшоном — тоже один из факторов риска, в ней нет бокового обзора. В холодную погоду школьники стараются укутаться: поднять воротник пальто, укутаться шарфом, а это очень уменьшает обзорность и вдобавок снижает слышимость. В таком случае опасность наезда на пешехода возрастает. В ненастную погоду, в особенности с наступлением темноты, пешеходу бывает проблемно ориентироваться во время движения.

Мы всегда акцентируем внимание на следующем: прежде чем пойти по проезжей части, ребенок должен осмотреться и убедиться в отсутствии движущегося вблизи транспорта. Дети должны переходить улицу вдвойне осторожно в условиях возникновения первого гололеда, так как он не всегда заметен, но очень коварен. После включения зеленого сигнала светофора нет необходимости сразу начинать движение, не убедившись в полной остановке приближающегося транспорта. Водитель тоже может неправильно рассчитать тормозной путь машины на обледенелой дороге и выехать на пешеходный переход.

Мы, обучая ПДД наших детей, обращаем внимание на следующее: необходимо переходить дорогу только в зоне пешеходных переходов. Не ходить по проезжей части как по пешеходному тротуару. Не считать, что став на «зебру» вас тут же пропустят. Когда автомобиль движется со скоростью даже 40 км/ч ему необходимо как минимум 10 метров на сухой дороге для полной остановки, а в сложных условиях осеннее-зимнего периода от 13 до 50 метров. Посмотреть по сторонам и подумать— сможет ли автомобиль остановиться?

Когда вы переходите дорогу, идите как можно быстрее, но только убедившись, что все транспортные средства вас пропускают. Увидев общественный транспорт, не бегите к нему, сломя голову, через дорогу. Это не последний ваш автобус, но вполне может стать таковым.

В настоящий момент мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на улицах и дорогах становится ещё более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно - транспортных происшествиях с участием детейвызывают большую тревогу и озабоченность общества.

«Учитель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет учитель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно — храня их детские сердца и сохраняя детские жизни.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2017.
  3. Правила дорожного движения для детей школьного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2015.
  4. Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2020 г. www. gibdd.ru/stat.
Основные термины (генерируются автоматически): дорога, ребенок, безопасное поведение, дорожное движение, осеннее-зимний период, проезжая часть, улица, аналитическое мышление, детский дорожно-транспортный травматизм, полная остановка.


Ключевые слова

правила дорожного движения, безопасное поведение детей на улицах и дорогах

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента по ...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента по ...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Задать вопрос