В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.
Ключевые слова: правила дорожного движения, безопасное поведение детей на улицах и дорогах.
Начнем с самого главного: детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) — что же это такое и почему это мы выделяем в отдельную тему. Прежде всего необходимо понять, что ДДТТ — это вина и ответственность взрослых, которые подвергли своих детей опасности. «Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает», — сказал когда-то Леонардо да Винчи. ДДТТ — одна из самых больших проблем в наше скоростное время, но это все-таки возможно только при несоблюдении элементарных правил дорожного движения. Ведь мы все согласны, что дети — это единственная ценность в жизни человека.
Ответственность на дороге нужно прививать детям с раннего возраста, ведь известно, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения , а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Ваш ребенок стал на ноги, идет по дороге — он уже пешеход. Сел малыш на велосипед и поехал — он уже велосипедист. Поехал в автобусе или автомобиле — он уже пассажир. И везде он подвергается опасности. Дети при этом расплачиваются своими травмами или жизнью за безответственность взрослых.
Ежегодно на дорогахРоссии совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков . Если мы рассмотрим статистику за 10 месяцев текущего года на территории Старооскольского городского округа, то увидим, что зарегистрировано 19 дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) с участием детей до 16 лет (2019–20), в которых 20 несовершеннолетних получили ранения (2019–22) и 1 несовершеннолетний погиб (АППГ — 0). Знание и соблюдение школьниками правил дорожного движения поможет обществу сформировать безопасное поведение детей на дорогах . Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным: личный пример родителей и других взрослых, практические занятия в школах и центрах дополнительного образования, а так же ежедневно приобретаемый ребенком опыт.
Жажда знаний, желание познавать мир — это то новшество, которое создает нашим почемучкам настоящую опасность на улице и дороге. Вот почему родители с самого раннего возраста должны приучать детей собственным примером соблюдать ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице и дороге. Пример родителей на дороге — основа безопасности и правильного поведения детей , ориентированные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на улицах и дорогах, в транспорте.
Ученые очень давно смогли доказать, что каждый ребенок от рождения наделен огромным интеллектуальным потенциалом, который при подходящих условиях эффективно развивается и позволяет в будущем ребенку достигать огромных высот в развитии. Особо необходимо подчеркнуть — чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо создать условия, в том числе в изучении и применении на практике ПДД. Здесь необходимо не только основательно сформировать навыки безопасного поведения на дороге , но и постоянно расширять знания детей о правильном поведении на дороге и в транспорте, выполнять требования дорожных знаков , развивать аналитическое мышление, внимание на улице и дороге.
Учитель начальной школы — это первый человек, который осознанно заставляет задуматься, а не копировать поведение родителей и других взрослых, ребенка, этот человек уже пытается заставить работать и развивает аналитическое мышление маленького участника ДД. Безопасное поведение на дороге,это тот минимум,которым обязан овладеть младший школьник. Педагог помогает родителям идеями, консультациями, рекомендациями по обучению детей безопасному поведению на дороге , методической литературой, светоотражательными атрибутами для детей . Закрепляя знания школьников о сигналах светофора и правила безопасного поведения на дороге, дети участвуют во многих конкурсах и акциях совместно с ГИБДД. Углубляем знания детей о правилах поведения и на тротуаре ; представления о назначениидорожных знаков и дорожной разметки во время походов и экскурсий. Решаем проблемные ситуации по ПДД на детской транспортной площадке — и это стало любимым занятием для наших воспитанников.
Развиваем навык ориентироваться по сигналу светофора, правильно переходить проезжую часть, потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Виктор Гюго сказал: «…Ребенка обучи — дашь миру человека».
Воспитание у детей культуры поведения на дороге, уважение к труду инспектора ГИБДД, умение применять полученные знания в реальной жизни — это уже задача средней школы. Необходимым условием дающей положительные результаты нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге является продуктивное сотрудничество нашей школы с ГИБДД. Встречи и беседы с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в акциях по ПДД, во время встреч дети активно задают вопросы, хотят услышать мнение профессионала о той или иной сложной ситуации, чем иногда несказанно удивляют сотрудников ГИБДД.
Так же педагогам важно понимать особенности работы с детьми и их родителями в осеннее зимний период. Осенние дожди, короткий световой день, туман, листья на дороге, заморозки, гололедица — это те погодные условия, которые способствуют повышению детского травматизма на дорогах. А нам, взрослым, необходимо помнить, что у детей отсутствует защитная реакция на сложную дорожную обстановку осеннее-зимнего периода, которая свойственна взрослым, и нет той координации движений.
Нам приходится учитывать и особенности родителей, которые категорически не хотят обеспечить наличие светоотражающих элементов на одежде собственных детей, сами не носят отражающие элементы, чем подают негативный пример детям. А ведь в темное время суток, даже если на улице светят фонари, пешеход практически незаметен для водителей. Одежда с капюшоном — тоже один из факторов риска, в ней нет бокового обзора. В холодную погоду школьники стараются укутаться: поднять воротник пальто, укутаться шарфом, а это очень уменьшает обзорность и вдобавок снижает слышимость. В таком случае опасность наезда на пешехода возрастает. В ненастную погоду, в особенности с наступлением темноты, пешеходу бывает проблемно ориентироваться во время движения.
Мы всегда акцентируем внимание на следующем: прежде чем пойти по проезжей части, ребенок должен осмотреться и убедиться в отсутствии движущегося вблизи транспорта. Дети должны переходить улицу вдвойне осторожно в условиях возникновения первого гололеда, так как он не всегда заметен, но очень коварен. После включения зеленого сигнала светофора нет необходимости сразу начинать движение, не убедившись в полной остановке приближающегося транспорта. Водитель тоже может неправильно рассчитать тормозной путь машины на обледенелой дороге и выехать на пешеходный переход.
Мы, обучая ПДД наших детей, обращаем внимание на следующее: необходимо переходить дорогу только в зоне пешеходных переходов. Не ходить по проезжей части как по пешеходному тротуару. Не считать, что став на «зебру» вас тут же пропустят. Когда автомобиль движется со скоростью даже 40 км/ч ему необходимо как минимум 10 метров на сухой дороге для полной остановки, а в сложных условиях осеннее-зимнего периода от 13 до 50 метров. Посмотреть по сторонам и подумать— сможет ли автомобиль остановиться?
Когда вы переходите дорогу, идите как можно быстрее, но только убедившись, что все транспортные средства вас пропускают. Увидев общественный транспорт, не бегите к нему, сломя голову, через дорогу. Это не последний ваш автобус, но вполне может стать таковым.
В настоящий момент мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на улицах и дорогах становится ещё более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно - транспортных происшествиях с участием детейвызывают большую тревогу и озабоченность общества.
«Учитель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет учитель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Так давайте открывать в этот мир дверь осторожно — храня их детские сердца и сохраняя детские жизни.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2017.
- Правила дорожного движения для детей школьного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2015.
- Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2020 г. www. gibdd.ru/stat.