Для профессий, связанных с взаимодействием с людьми, характерно формирование состояния «эмоционального выгорания». Это явление рассматривается как реакция на продолжительные профессиональные стрессы. С этой целью были изучены способы профилактики и предотвращения эмоционального выгорания. По результатам исследования установлено, что степень выраженности эмоционального выгорания зависит от самооценки эффективности своего труда, частоты прохождения супервизий [1] и числа курсов профессионального усовершенствования. В исследовании подтверждается, что посещение супервизий, балинтовских групп [2] , семинаров по разбору сложных случаев на работе и поддержка в семье обеспечивают устойчивость к эмоциональному выгоранию.
Ключевые слова : эмоциональное выгорание, стресс, профессиональный стресс, телефон доверия, оценка эффективности труда, условия труда, супервизия, балинтовская группа.
Актуальность
В настоящее время большую актуальность имеет изучение влияния на человека особенностей его профессии и взаимодействие с людьми. Такая система отношений способствует формированию у профессионалов состояния «эмоционального выгорания». Как правило, это реакция на продолжительные профессиональные стрессы. В сфере оказания медицинской помощи стрессовая нагрузка за последний год значительно возросла.
Основной целью работы является изучение способов профилактики и предотвращения эмоционального выгорания.
Материалы и методы
Объект исследования : консультанты телефона доверия (телефонной экстренной психологической службы). Всего 31 консультант в возрасте от 20 до 80 лет.
Предметом исследования является выраженность эмоционального выгорания у консультантов.
Гипотеза исследования : психологические механизмы, обеспечивающие устойчивость к эмоциональному выгоранию, обусловлены наличием социальной и профессиональной поддержки.
В понятие поддержки входят: посещение супервизий, балинтовских групп, семинаров по разбору сложных случаев по работе, прохождение индивидуальной и групповой психотерапии, курсов по профессиональному усовершенствованию и наличие поддержки в семье.
В работе использовались следующие методы исследования:
- Теоретические: обзор научной литературы по психологии, медицине и другим смежным областям относительно исследуемой проблематики.
- Эмпирические: опросник В. В. Бойко для выявления степени «эмоционального выгорания», анкетный опрос, методы математической статистики.
Результаты
В ходе изучения проблемы проведен теоретический анализ состояния проблемы феномена эмоционального выгорания; разработаны специфические факторы проявления эмоционального выгорания у телефонных консультантов; выявлены экспериментальным путем консультанты, у которых эмоциональное выгорание выражено, формируется или отсутствует; произведена оценка достоверности различий групп по степени выраженности эмоционального выгорания, наличию социальной и профессиональной поддержки, специфики образования (психологическое, медицинское), стажу работы, количеству консультаций за дежурство, субъективной оценке своего труда; проведен анализ и интерпретация полученных данных.
Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:
1 . На формирование эмоционального выгорания у телефонных консультантов влияют: количество консультаций, оценка консультантами эффективности своего труда, прохождение супервизии и прохождение курсов профессионального усовершенствования:
− увеличение числа консультаций за дежурство способствует формированию эмоционального выгорания;
− чем ниже оценка эффективности своего труда, тем выше степень эмоционального выгорания и наоборот;
− посещение супервизии предотвращает развитие эмоционального выгорания;
− прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию предотвращает риск развития эмоционального выгорания.
2 . Степень выраженности эмоционального выгорания зависит от организации условий труда. В исследовании принимали участие телефонные консультанты из трех групп обследованных служб. У консультантов, работающих в 1-й группе степень эмоционального выгорания меньше, чем у консультантов во второй и третьей группах.
В службах отличаются условия труда:
− в первой группе длительность дежурства от 6 до 12 часов, среднее количество консультаций –=11.3; все сотрудники имеют обязательный двухчасовой отдых в течение дежурства; организованы регулярные групповые супервизии;
− во второй группе — дежурства длились 12 до 24 часов, среднее количество консультаций –=17.1; сотрудники не имели обязательного отдыха в течение дежурства, в работе не организованы регулярные групповые супервизии;
− в третье группе — дежурства длились 24 часа, среднее количество консультаций –=33.5; без организованного отдыха и супервизии.
3 . Посещение супервизии, балинтовской группы, семинаров по разбору сложных случаев по работе, прохождение курсов по усовершенствованию в области психотерапии и поддержка в семье снижают риск образования отдельных симптомов и фаз эмоционального выгорания:
− посещение супервизии снижает риск формирования фазы сопротивления и фазы истощения, симптомов неадекватного избирательного реагирования на абонентов и личностной отстраненности;
− посещение балинтовской группы снижает редукцию профессиональных обязанностей;
− посещение семинаров по разбору сложных случаев на работе снижает риск формирования фазы напряжения и тревоги и симптома неудовлетворенности собой;
− прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию снижает риск формирования фазы напряжения и тревоги;
− поддержка в семье снижает риск образования фазы напряжения и тревоги.
4 . Не установлено влияния стажа работы и специфики образования (психологическое или медицинское) на формирование эмоционального выгорания.
5 . Не обнаружено влияния прохождения индивидуальной или групповой психотерапии на формирование эмоционального выгорания. Возможно, это объясняется тем, что в среде телефонных консультантов, принявших участие в исследовании, практика прохождения личной психотерапии недостаточно развита.
Таким образом, посещение супервизий, балинтовских групп, семинаров по разбору сложных случаев на работе, прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию и поддержка в семье обеспечивают устойчивость к эмоциональному выгоранию.
Практическая значимость работы . Результаты исследования могут быть использованы при разработке и практической реализации психологической подготовки и психологической коррекции телефонных консультантов, направленных на повышение устойчивости к эмоциональному выгоранию и соответственно более высокому профессиональному развитию и самореализации телефонного консультанта как личности.
И характер, и условия оказания психологической помощи по телефону предполагают развитие эмоционального выгорания, однако это может носить преходящий характер.
Литература:
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — с. 86–103.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. — СПб: Питер, 2008.- 336с.
- Лешукова Е. Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики.//Вестник РАТЭПП. — № 1.- 1995.-с.36–47.
- Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. — М.:Смысл,1999. — 464 с.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. — Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 296 с.
- Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса: Версия, 1992. — 190 с.
- Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М: МЕДпресс-информ, 2014. — 256 с.
[1]Супервизия – профессиональная консультация, наставничество.
[2]Балинтовская группа – дискуссионные групповые семинары, улучшающие коммуникативные компетенции специалиста, работающего с другими людьми.