В статье даётся оценка состояния внешнеэкономической безопасности на основании определения угроз и изучения ключевых индикаторов.
Ключевые слова: безопасность, экономика, внешнеэкономическая деятельность, процессы.
The article provides an assessment of the state of foreign economic security based on the definition of threats and the study of key indicators.
Keywords: security, economy, foreign economic activity, processes.
Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации выступает одним из ключевых и структурных элементов построения национальной безопасности страны. В этом случае можно достигнуть определённого состояния защиты государства от влияния внешних угроз, которые поступают из международной среды.
Считается, что одним из ключевых элементов формирования экономической безопасности любого государства будут внешнеэкономические компоненты. Внешнеэкономическая безопасность является состоянием защиты интересов государства во внешней экономике от влияния разнообразных угроз. С помощью этой деятельности можно обеспечивать стабильный рост экономических показателей, а также повышать уровень жизни граждан. К сожалению, в Российской Федерации не имеется отдельного набора правовых актов или документов программного характера, положения которых могут распространяться на внешнеэкономическую безопасность страны.
Однако, основываясь на существующих документах по организации экономической безопасности Российской Федерации, можно выделить несколько основных угроз, которые присутствуют во внешнеэкономической безопасности:
− Передовые государства могут применять свои основные преимущества в совершенствовании конкурентной борьбы и реализации товаров, а также услуг.
− Применение мер заградительного характера для наиболее значимых и стратегически важных секторов национальной экономики. Есть ограниченный доступ к иностранным капиталовложениям и инновационным технологиям.
− Повышение волатильности мировых товарных и финансовых рынков.
− Существенное преобразование мирового спроса на энергетические ресурсы, а также внедрение энергосберегающих технологических комплексов.
− Полное отсутствие конкурентоспособных компаний, которые работают в сырьевом секторе. [1]
С учётом отмеченных выше угроз, важно выделить несколько ключевых задач, способствующих организации качественной внешнеэкономической деятельности. Они будут в целом направлены на прямой обеспечение внешнеэкономической безопасности Российской Федерации:
- Развитие системы торговых отношений Российской Федерации с другими странами при обязательном соблюдении всех интересов.
- Поддержка большинства отечественных экспортёров на международной арене с целью увеличения объёмов производственного процесса и возможности экспорта товаров или услуг.
- Активное развитие экспортного потенциала страны с учётом не сырьевого компонента.
- Обеспечение замещения импорта важных товаров на отечественные аналоги.
- Активное распространение политики протекционизма в отношении тех сфер деятельности, которые являются системообразующими.
- Внедрение прямой или косвенной группы мероприятий по стабилизации национального курса валюты, а также уменьшение уровня его зависимости от конъюнктурных цен на энергетические носители.
- Сдерживание объёма внешней задолженности и снижение количества расходов на его прямое, а также косвенное обслуживание.
Таким образом, для прямой оценки уровня обеспечения внешнеэкономической безопасности государства целесообразно применять совокупность индикаторов, у которых есть пороговый набор значений. С помощью такой оценки можно изучить изменения параметров во временном состоянии, а также установить их соответствие пороговым значениям. Среди основных критериев для оценивания внешнеэкономической безопасности можно выделить следующие моменты: доля отечественного валового внутреннего продукта в составе мирового; объём внешнего долга государства; размер чистого оттока или притока капиталовложений; общие результаты подсчёта внешнеторгового баланса государства; уровень экспорта товаров, среди которых определённую долю будет занимать количество не сырьевых; объём импорта, а также его структура.
Предполагаем, что одним из ключевых параметров, который будет определять объём экономического развития государства, является валовой внутренний продукт или паритет покупательной способности. В соответствии с информацией, которую опубликовывает Международный валютный фонд, по состоянию на 2019 год Российская Федерация находится на шестой позиции в мире по объёму валового внутреннего продукта. Этот показатель составляет приблизительно 3,2 % от мирового валового внутреннего продукта. Графически соотношение данного показателя с развитыми странами мира отражено ниже:
Рис. 1. Рейтинг стран по размеру ВВП или ППС в млрд. долларов США за 2019 год [2]
Несмотря на увеличение экономического роста в Российской Федерации с 2014 года, скорость изменения объёма валового внутреннего продукта и сопутствующих показателей ниже, чем у мировых лидеров. Это обусловлено следующими причинами:
− Иностранные финансовые инструменты после введения секторальных санкций со стороны западных государств практически не доступны.
− Многие отечественные компании в технологическом плане отстают от своих зарубежных конкурентов.
− Подготовка кадров оставляет желать лучшего.
− Высокий объём конкуренции на международном рынке среди других производителей, что мешает отечественным компаниям быстро занимать ту или иную рыночную нишу.
Одним из ключевых показателей для обеспечения внешнеэкономической безопасности государства будет размер внешнего долга. В последние годы ситуация с внешним долгом существенно улучшилась по сравнению с тем периодом времени, когда Российская Федерация как государство только было создано. На представленном ниже рисунке отражена структура внешнего долга Российской Федерации.
Рис. 2. Динамика внешнего долга РФ в млрд. долларов США [2]
Для оценки внешнеэкономической безопасности государства нужно применять соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту. Считается, что пороговым значением является показатель, равный 25 %. Например, в 2015 году этот показатель составлял 14,9 %, а уже к 2019 году параметр опустился до 10,6 %. Эти изменения говорят о том, что внешнеэкономическая безопасность улучшается.
Внешнеторговый баланс также оказывает существенное влияние на оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации. Торговый баланс страны в этом случае показывает денежное увеличение экспортного объёма над импортными операциями за конкретный период времени. На представленном ниже графике отражён внешнеторговый баланс Российской Федерации за период с 2015 по 2019 годы:
Рис. 3. Размер внешнеторгового баланса РФ в млрд. долларов США [2]
Последние пять лет анализа показывают, что торговый баланс страны находился в положительном состоянии, и этот факт говорит о благоприятном положении внешнеэкономической безопасности страны.
Таким образом, на основании изучения внешнеэкономической безопасности Российской Федерации удалось установить, что основное количество параметров находится в допустимом положении, и в последние годы они улучшаются, демонстрируя повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Но, сравнивая данные показатели с ведущими государствами мира нужно сказать, что страна заметно отстаёт от своих основных конкурентов. В течении многих лет существования Российской Федерации одной из ключевых проблем выступает ориентация на поставку сырья, на базе которого большинство промышленных компаний в других секторах экономики не имеют возможности приобрести достаточный объём поддержки для собственного развития и совершенствования.
Тем самым, Российская Федерация существенно отстаёт в совершенствовании и развитии технологических, а также инновационных процессов, поскольку внутренние товары не могут конкурировать с международными произведёнными товарами от передовых компаний. [3]
Литература:
- Минаков А. В. Влияние внешнеэкономической деятельности на экономическую безопасность России //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 6–2. –С.1–4.
- Бочковская Е. С., Елышева А. Э. Внешнеэкономические проблемы экономической безопасности Российской Федерации //Проблемы экономики и управления: социокультурные, правовые и организационные аспекты. — 2020. — С. 28–34.
- Янковская Е. С. Обеспечение экономической безопасности внешнеэкономической сферы в Российской Федерации //Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2020. — №. 1 (73). –С.83–87.