Принятая в 2017 году стратегия развития информационного общества на период 2017–2030 годы ознаменовала расширение сферы применения информационных и коммуникационных технологий, которые направлены на развитие информационного общества и формирование национальной цифровой экономики. На данном этапе развития построение именно цифровой экономики является одной из основных задач. Безусловно, одним из основных элементов системы цифровой экономики являются законы.
Действующая экономическая политика подразумевает под собой внедрение и практическое применение современных финансовых технологий, а также создание нормативно-правовых инициатив по интеграции в российскую экономическую систему перспективных финансовых технологий.
По мнению юридической технологической компании «Симплоер», а также группы юристов, по мере развития технологий изменятся не только законодательство, но и сама модель взаимодействия государства и бизнеса. Существенная часть норм может быть алгоритмизирована, а регулирование стать машиночитаемым [1].
Основной задачей формирования цифровой экономики является разработка федеральных законов, подзаконных актов, которые в свою очередь содержат в себе механизмы практической реализации институтов цифровой экономики. Вашкевич А. М., основатель компании «Симплоер» отмечает, что право давно уже должно стать как электричество — незаменимым и незаметным [2].
Большой опыт в формировании и регулировании цифровой экономики имеют такие страны, как: США, Южная Корея, Китай, Германия, Индия [3]. Что касается Российской Федерации (далее — РФ), то цифровая экономика здесь находится лишь на стадии своего становления, получая при этом правовое оформление и государственную поддержку. Большую роль здесь сыграло Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которое направлено на реализацию государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики России.
В последнее время в фокусе внимания публичной власти находятся проблемы построения цифровой экономики. В систему экономики активно вводятся такие понятия, как биткоин, блокчейн, криптовалюта, которые рассматриваются на государственном уровне. Активно происходит блокчейнизация сектора экономики. Все это, безусловно, требует адекватного правового регулирования. Современные юристы уделили внимание лишь отдельным институтам цифровой экономики. Все это усложняется отсутствием соответствующей правовой среды, отсутствие доктринального подхода.
Для формирования правовой доктрины и законодательной базы необходимо создать четкое представление о регулируемой отрасли (предмет, методы, задачи, общественные отношения), единую структуру законодательных актов и комплекса норм для Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. Именно таким образом должно быть закреплено цифровое право, дающее определения новым явлениям цифровой жизни и регламентирующее вопросы совершения сделок с цифровыми деньгами и правами, а также решающее проблемы налогообложения и финансовой дисциплины.
Юридическое общество сейчас находится в поисках различных правовых инструментов регулирования цифровой экономики. Некоторые из них нашли свое отражение в Федеральном законе от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», где закрепляется такое базовое понятие, как «цифровая среда», а также обеспечиваются условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде [4]. В марте 2019 года был приостановлен другой альтернативный проект ФЗ № 419059–7 «О цифровых финансовых активах», который давал понятие криптовалюте, токену, смарт-контракту, как отдельному виду договору в электронной форме. Государственная Дума в марте в окончательном чтении приняла поправки в Гражданский кодекс РФ, связанные с введением понятия цифровых прав.
Следует согласиться с мнением ученых о том, что «многие экономические и технологические модели отношений не являются еще устоявшимися, появляясь, видоизменяясь и отчасти исчезая из хозяйственной практики». В связи с этим, по их мнению, изложенному в экспертном заключении, представляется преждевременным установление базовых понятий в кодификационном акте, поскольку они еще не являются устоявшимися не только в науке и юриспруденции, но и в экономике [5].
Очень важно провести систематизацию действующих нормативно-правовых актов, которые регулируют правовые отношения в сфере формирования цифровой экономики. Также необходимо подготовить единый нормативный акт, который будет устанавливать базовые правила реализации институтов цифровой экономики. Опираясь на опыт зарубежных стран необходимо сформировать и усовершенствовать понятийный аппарат в области цифровой экономики.
Проблемы правового регулирования цифровой экономики принимают международный масштаб. Цифровые объекты с каждым днем все больше и больше вводятся в оборот, криптовалюта на сегодняшний день является альтернативным денежным обращением. Стоит отметить, что рынок криптовалют является одним из перспективных направлений развития мировой экономики. Поэтому важно подготовить законодательство по поводу применения криптоденег, с учетом мнения, как правоведов, юристов, так и мнения научного сообщества и экономистов. Таким образом, придав криптовалюте правовой статус, публичной власти станет проще ее контролировать. Феномен криптовалюты мало исследован в современной российской науке гражданского права, находится еще в стадии его становления и поспешное установление легальной дефиниции чревато негативными последствиями [6, с. 52].
Залогом успешности в развитии цифровой экономики является своевременная адаптация законодательства к изменениям общественных отношений. Законы должны развиваться адекватно, меняться совместно с изменениями социальной, политической и экономической жизнью страны. К сожалению, на данный момент, отсутствует системность в вопросах правового обеспечения цифровизации.
Для решения вышеприведенных проблем необходимо:
— во-первых, принять единые законодательный акт, который будет устанавливать базовые понятие цифровой экономики, такие, как «цифровизация», «цифровое право», «токен», «блокчейн», принципы налогообложения и осуществления сделок с цифровыми деньгами и правами, права и обязанности граждан и юридических лиц, в рамках действующей цифровизации и другие.
— во-вторых, разработать нормы, которые будут дополнять Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Эти нормы обязаны детализировать правоотношения в сфере цифровой экономики и определять, что именно будет подразумеваться под цифровым постоянным представительством.
— в-третьих, подготовить предложения для формирования международно-правовой базы и выработки подхода к справедливому налогообложению цифровой экономики.
Таким образом, делая вывод, хочется отметить, что в РФ отсутствует системность законодательства, а правовые регуляторы не способны регламентировать цифровую сферу, которая с каждым днем все больше и больше интегрируется в современное общество. Также наблюдается активное расширение сферы правового регулирования, появляются новые субъекты — цифровые личности. Современные технологии превращают бумажные деньги в электронную форму, национальная валюта дематериализуется. В таких условиях важно понимать, что грамотно построенные финансово-правовые отношения в цифровую эпоху предоставят широкие возможности для развития благосостояния общества.
Литература:
- Симплоер — юридическая технологическая компания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.simplawyer.com (дата обращения: 22.01.2020).
- Антон Вашкевич. Смарт контракты: что и зачем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.simplawyer.com (дата обращения: 22.01.2020)
- Быков А. Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. Москва: Проспект, 2018. 355 c.
- Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» //СЗ РФ.2019. № 12.Ст.1224
- Право в условиях цифровизации / Т. Я. Хабриева. СПб.: СПбГУП, 2019. 36 с.
- Левашенко А. Д., Ермохин И. С., Коваль А. А. Концепция развития криптоэкономики в России // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1. С.52–56.