Понятие «самоопределение» используется в научной литературе в различных смыслах. Чаще всего под феноменом «личностное самоопределение» имеют в виду: житейское, общественное, профессиональное, семейное, моральное, а также религиозное становление личности.
Из всего диапазона вопросов, которые относятся к феномену самоопределения вопросы профессионального самоопределения были проработаны наиболее детально.
Рассмотрение трудов, которые посвящены вопросам профессионального самоопределения позволяет говорить о том, что в настоящее время наиболее разработанными являются четыре направления [1].
В рамках первого направления осуществляется анализ первичных психологических условий успешного осуществления профессиональной деятельности учащихся старших классов, основ профессионального обучения, а также начального профессионального самоопределения. Данное направление может рассматриваться как наиболее проработанное, исследования охватывают один из этапов профессионального самоопределения. В качестве представителей данного направления выступают такие ученые, как А. Е. Голомшток, Л. Л. Кондратьева, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.
Вторая группа — это исследования, которые были направлены на определение специфики развития профессиональной пригодности личности, а также профессионального отбора. Данная линия исследований была сформирована в рамках практических положений и исследований в области психологических техник в 20–30-е годы ХХ века. Представителями данного направления являются такие ученые, как Ф. Р. Дунаевский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский и др. Личность в жизненном цикле, по мнению представителей данного направления, включает в себя различные разновидности деятельности в зависимости от исторического контекста [1].
Так как в рамках деятельности в профессиональной сфере может рассматриваться как определяющая у взрослых, то центральное место в развитии должны иметь вопросы ее содержания, а также ее специфических особенностей. Собственно занятие профессиональной деятельности разрешает осуществить выполнение ключевых желаний, а также нужд индивида.
Вступление в сферу профессиональной деятельности оформляет для индивида свежую общественную обстановку созревания, которая, по мнению Л. С. Выготского, Л. И. Божович оказывает наиболее значимое развивающее влияние на личность, существенно образом меняя и совершенствуя потребностный и мотивационный диапазон. Помимо этого, профессиональное занятие выступает как ведущее в системе общественно-ценных методов развития взаимоотношений индивида с обществом, с другими людьми, что было подтверждено в работах Э. В. Ильенковой, Л. И. Анцыферовой. При этом практически во всех областях профессиональной деятельности немаловажным выступает общение в профессиональной сфере, которое оказывает непосредственное влияние на формирование личности учащегося [2].
Существующая в современной психологической науке концепция профессионального развития, включает теорию управления процессом профессионального выбора. В рамках данной теории рассматривается наиболее общий алгоритм формирования профессиональной пригодности личности, выделяются сензитивные периоды, в рамках которых становится возможным достижение наиболее высокой результативности профессионального выбора. Ведущая идея такого рода изысканий заключается в изучении психических, психологических, а также физиологических основ выбора разных областей профессиональной деятельности, определении обстоятельств, а также факторов развития профессиональной пригодности, выявлении методов и форм ее диагностики. Данное направление внесло существенный вклад в формирование перспектив профессиональных способностей, а также особенностей их совершенствования.
Третье направление объединяет исследования различных аспектов личности, которые формируются в процессе профессионального становления, таких, как ценностные установки, увлечения, мотивы, позиции и т. п. Представителями данного направления выступают такие ученые, как А. Г. Здравомыслов, И. Г. Кокурина, А. Л. Свенцицкий и др. В работах ученых определяющее значение уделяется вопросам формирования профессиональной пригодности. Вместе с тем, в таких исследованиях не осуществляется оценка динамики личностных особенностей в процессе профессионального развития [3].
Четвертое направление объединяет работы ученых, которые были посвящены становлению и профессиональной классификации индивида. К данному направлению можно отнести работы таких ученых, как А. Ф. Лазурский, М. Я. Масов, Э. И. Чугунова и др.). Осуществляя разрешение проблемы классификации личности, ученые анализировали взаимосвязи требований профессии, а также свойств личности. Представители данного направления наиболее точно сформировали общее понимание единого направления к исследованию профессиональной пригодности личности [1].
А. Маслоу понятие профессионального самоопределения обуславливает в качестве основного понятия феномена «самоактуацлизация», которое понимается как способность человека выражать, совершенствоваться. Проявлять себя в значимом для него деле. В данной теории близким к понятию «самоопределение» выступают понятия «самореализация», «самоосуществление» и «самоактуализация» [6].
П. Г. Щедровицкий иным образом анализирует понятие профессионального самоопределения. Ученый анализирует данный феномен как способность личности создавать себя, собственную индивидуальную историю как способность переосмыслить собственную сущность [9].
Е. А. Климов отмечает, что профессиональное самоопределение можно рассматривать как важнейшее проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника общественных отношений. Выбор профессиональной деятельности может казаться кратковременным и легким, что осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [4].
Иная позиция прослеживается в работах Н. С. Пряжникова. По мнению ученого сущность самоопределения в профессиональной сфере выступает самостоятельное и осознанное определение значений осуществляемой деятельности, а также всей жизни и деятельности человека в рамках определенной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.
Интегрируя исследования применительно вопросов профессионального самоопределения целесообразным является выделение центральных составляющих данного направления:
- Самоопределение в профессиональной сфере можно рассматривать как кропотливое избрание взгляда личности к профессиональному миру в целом, а также к индивидуальной профессии, в частности.
- В качестве основы для определения профессиональной сферы выступает осмысленное предпочтение специальности с учетом свойств личности и потенциалов, профессиональных запросов, экономических и социальных обстоятельств.
- Определение в профессиональной сфере может реализовываться в процессе всей жизни и деятельности человека — индивид всегда оценивает себя, он пересматривает собственную профессиональную жизнь, а также самоутверждается в рамках профессиональной сферы.
- Перевод определения в профессиональной сфере на разные реальные события — получение профессионального образования, окончания профессионального образовательного учреждения, смена места жительства, аттестация, прекращение трудовых взаимоотношений с работодателями и т. п.
- Определение в профессиональной сфере может рассматриваться как основная составляющая в психологической взрослости индивида, ее мотивации профессиональной деятельности.
Таким образом, можно заключить, что самоопределение в профессиональной сфере можно рассматривать как динамическое движение, которое включает в себя такие компоненты, как формирование личности в профессиональной сфере, как творческое совершенствование и обогащение личности профессиональной направленностью.
Профессиональное самоопределение имеет достаточно сложную структуру. В исследовании Л. Т. Олейниковой было показано, что в качестве основных компонентов структуры профессионального самоопределения можно рассматривать следующие компоненты: мотивационный, содержательно-деятельностный, а также рефлексивно-оценочный [5].
Сущность мотивационного компонента профессионального самоопределения заключается в уровне проявления у человека интереса к предполагаемой профессиональной деятельности.
Содержательно-деятельностный компонент предполагает определенный уровень проявления потребности в профессиональной идентификации, а также рассмотрение себя как субъекта профессиональной деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент выражается в формировании критично-оценочного отношения к результатам собственной деятельности, а также степень совершенствования установки на саморазвития и самосовершенствование себя как субъекта труда.
Самоопределение в профессиональной сфере определяется рядом этапов и ступеней — выбор профессии, профессиональное обучение, а также достижение профессионального мастерства, а также развитие и совершенствование в ней. Выделенные этапы не являются жестко заданными временными рамками, они определяются содержанием профессиональной деятельности, личностными и индивидуальными особенностями, внешними факторами, в том числе социально-психологическими и экономическими [7].
Самоопределение в профессиональной сфере — двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в самом широком контексте. Развиваясь в рамках профессиональной сферы, приобретая характерные для представителя той или иной профессии особенностей, индивид оказывает самостоятельно преобразующее влияние непосредственно на саму деятельность. Развивая себя, личность оказывает влияние на саму профессиональную деятельность, вносит вклад в формирование самой профессии посредством образования новых средств, а также технологий деятельности, осуществляет преобразование целей и задач деятельности, фактически — он выполняет модификацию конкретной профессиональной деятельности и всего мира профессий в целом.
Литература:
- Данилова, М. В. Возрастно–половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему [Текст] / М. В. Данилова//Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 2.
- Жукова, Л. П. Предпрофильное обучение школьников системе довузовской подготовки: автореф дисс. к.п.н.: 13.00.08 [Текст] / Л. П. Жукова. –Нижний Новгород. — 2005. 21 с.
- В мире профессий. Сборник профессионального материала [Текст]. — Барнаул, 2013–287 c.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Е. А. Климов. — Ростов–на–Дону. «Феникс», 2006. — 415 c.
- Олейникова, Л. Т. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений: автореф. дисс.... к.п.н.: 13.00.01 [Текст] / Л. Т. Олейникова. –Волгоград, 2006 –23 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Е. А. Климов. — Ростов–на–Дону. «Феникс», 2006. — 415 c.
- Олейникова, О.Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. Профессиональная ориентация и содействие в выборе профессиональной карьеры. Международный опыт [Текст] / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксенова. — М.: АНО Центр ИРПО, 2015. 70 с.
- Реан, А. А. Психология подростка [Текст] /А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2011г. — 580с.
- Чистякова, С. Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников [Текст] / С. О. Кропивянская, П. С. Лернер и др.; под ред. С. Н. Чиятковой. — М.: ВАКО, 2009. — 160 с.