В данной статье мы хотим рассказать вам, с какими трудностями сталкивается профессорско-преподавательский состав ведомственных институтов при огневой подготовке курсантов первых курсов.
Стоит отметить, что подавляющее большинство курсантов, поступающих на первый курс, совершенно не знают основ огневой подготовки. Более того, встречались даже лица, которые не держали в руках автомат или пистолет. Естественно, это среди курсантов мужского пола.
При этом всем известно, что существует в Российской Федерации система военно-полевых сборов всех школьников после окончания 10 класса, на которых они все обязаны пройти систему основной военной подготовки, которая в том числе, включает в себя обращение с оружием и проведение учебных стрельб [3, с. 24].
Также не стоит и забывать про курс ОБЖ в школьном обучении, в тематический план которого также включены основы огневой подготовки и обращения с оружием, сдача нормативов по сборке и разборке оружия.
Это мы считаем первой проблемой в начальной огневой подготовке первокурсников.
Также помимо отсутствующих первоначальных навыков обращения с оружием, можно отметить, что для некоторых курсантов, в большинстве своём это присуще курсантам женского пола, вся огневая подготовка является сплошным стрессогенным фактором, очень сильно воздействующим на психику человека, что в некоторых случаях даже препятствует организации практической огневой подготовке. Другими словами, такие курсанты боятся громких звуков во время стрельбы, боятся самого выстрела, боятся держать в руках заряженное оружие, что в последующем приводит к неудовлетворительным оценкам как на учебных стрельбах, так и на сдаче зачетов и экзаменов. Не стоит забывать и о таких факторах, которые не зависят от спортсмена: изменение освещенности (яркое солнце, либо пасмурная погода), сильный ветер при стрельбе, температура на улице и даже качество патрон, потому что они тоже косвенно влияют на эмоциональное состояние при стрельбе. Таким курсантам необходим индивидуальный подход и тонкая психологическая работа, успех которой зависит только от профессионализма преподавателя. Помимо этого, достижения успеха возможно при комплексном подходе и содействии руководства курса, а также желании самого курсанта.
Также одним из факторов, по нашему мнению, может являться слабая физическая подготовка курсантов, которая и создает проблему при подготовке к огневой подготовке. При недостаточном развитии мускулатуры курсанту тяжело стоять в определенной стойке долго. Также при выполнении каких-либо упражнений, требующих передвижений с оружием, различные кувырки либо принятие стойки за короткое время курсант чувствует дискомфорт в мышцах и усталость, которая в последующем влияет на стрельбу [1, с. 50].
Помимо этого, низкая физическая подготовка увеличивает шанс возникновения дрожи в теле, которая не дает курсанту спокойно прицелиться и сделать выстрел ровно в мишень.
По нашему мнению, целесообразно на занятиях по физической подготовке уделять внимание таким упражнениям, которые помимо общего развития физической подготовки курсанта будут в большей мере влиять на те группы мышц, которые наиболее задействованы при выполнении упражнений на огневой подготовке.
Развитие физической подготовки курсантов уменьшает возможности возникновения дрожи в теле, связанной с эмоциональным напряжением, так как тело уже достаточно натренировано и исключается высокий риск начатия тремора тела курсанта.
По нашему мнению, для того чтобы успешно подготовить курсантов к стрельбе, нужны не только соответствующие учебные материалы и необходимые оборудованные классы и тир, а также высококвалифицированный преподаватель, который найдёт индивидуальный подход к каждому курсанту.
Главная задача преподавателя — помочь курсанту избавится от нежелательных рефлексов и восстановить стабильное положительное эмоциональное состояние. Психологи выделили три типа стрелков, для которых нужен свой индивидуальный подход [2, с. 72].
Рассмотрим каждый из них. Во первых — это «визуалы», для которых причиной страха является вспышка выстрела. Для того чтобы подготовить такого курсанта, преподавателю необходимо продемонстрировать ученику оружие, разобрать его на составные части, привести положительные примеры.
Во-вторых- это «аудиалы», которые испытывают большой страх перед звуком выстрела. Для такого типа стрелков необходимо либо брать дополнительную защиту под наушники, либо заставить страх исчезнуть. Для этого нужно вообще избавиться от защиты, чтобы выработалась привычка.
В третьих — это «кинестетики», которым свойственно чувственное восприятие мира. Для них, прежде всего, необходимо продемонстрировать процесс стрельбы, чтобы он удостоверился, что это безопасно, что от запаха пороха он не задохнется, а отдача от выстрела не вызывает болезненных ощущений.
Таким образом, рассмотрев все проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при обучении курсанта основам огневой подготовки, мы удостоверились, что для того чтобы курсант, особенно младших курсов, адаптироваться к стрельбе, очень важно, чтобы преподаватель обладал всеми навыками и находил индивидуальный подход к каждому, также необходима физическая подготовка и теоретический подход к стрельбам.
Также необходимо помнить, что важное значение в подготовке стрелка имеет преподаватель: чем глубже он проанализирует особенности каждого курсанта, тем успешнее пройдет обучение.
Помимо этого, мы считаем необходимым наряду с обычной подготовкой в обучении применять зачётную тренировочную стрельбу, конкурсы и стрелковые турниры, во время которых у курсантов вырабатываются выдержка и умения, проходит психологическая подготовка, так как во время конкурса стрелок находится в очень эмоциональном состоянием, вызванным дополнительным волнением и боязнью проиграть.
Литература:
- Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4. С. 50.
- Медведев А. В., Ветрова Ю. В., Мясищева Ю. В. Психологическая подготовка курсанта-стрелка // Вестник БелЮИ МВД России. 2017. № 2. С. 72.
- Чумаков А. П. Военно-спортивные игры на учебно-полевых сборах // Педагогическая наука и практика. 2019. № 2. С. 24.