Данная статья посвящена анализу потребностей в сфере профессионального образования и его роли в условиях актуальной эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге. Автор констатирует, на основе статистических данных, что пандемия существенным образом сказалась на состоянии не только малого и среднего бизнеса, но ее присутствие отразилось и на крупных компаниях в сворачивании производства, сокращение штата и проч. Многие, потерявшие работу в пандемию коронавируса, не смогут вернуться на прежние рабочие места. Для подготовки к новым условиям и новым рабочим местам необходимо быть готовым, и в системе дополнительного образования происходят определенные изменения, роль которых изменения трудно переоценить роль в условиях не спадающей пандемии коронавируса.
Ключевые слова: COVID-19, самоизоляция, безработица, дополнительное профессиональное образование, эпидемиологическая обстановка в Санкт-Петербурге.
В условиях карантина или «нерабочей недели», как изоляцию называют в России, чтобы не снижать рейтинг власти и не пугать общество, страдает не только малый и средний бизнес, но и крупные компании: повсеместно продолжается сокращение штата сотрудников, которые оказываются на замершем рынке труда без всякой перспективы.
Люди не могут вернуться к обычной жизни, так как многие просто потеряли работу и у них нет денег для нормального существования. Целые сектора после отмены самоизоляции окажутся в депрессии. Это туризм, гостиничный бизнес, как следствие транспорт. Из-за коронавируса и самоизоляции количество вакансий на работу курьером в Петербурге в марте выросло на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом глава государства в лице В. В. Путина предпринимает ряд мер, для поддержи граждан нашей страны от «голодной смерти». Так, семьям с детьми были назначены единовременные выплаты (без подтверждения дохода), до уровня МРОТ была поднята выплата по безработице, разработана программа по ДПО лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Пандемия COVID-19 (коронавируса) вынудила весь мир уйти на карантин. Бизнес терпит колоссальные убытки, которые закономерно ведут к увольнениям [4].
Приход в Россию пандемии коронавируса отразился на многих отраслях экономики, форматах взаимодействия между людьми в общественной и деловой среде, трудовых коллективах и т. д. Связанные с этим ограничения повлекли за собой необходимость введения различных норм и изменения в организации деятельности хозяйствующих субъектов, как правило и во внутренней и во внешней среде.
Коронавирус перетасовал все карты на петербургском рынке труда. Под угрозой увольнения оказались сотни тысяч сотрудников индустрии гостеприимства и общепита. В связи с этим как никак кстати стало востребовано дополнительное профессиональное образование (ДПО) лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Карантинные ограничительные меры сказались и на организации работы многих компаний, снижении востребованности одних профессий в наибольшей степени пострадавших отраслях экономики в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и возрастании популярности других.
Прежде всего ДПО — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [2]. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч.1,2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]). Дополнительное профессиональное образование и до этого играло важную роль в сфере получения дополнительных навыков, а в настоящее время оно просто необходимо.
С начала пандемии коронавируса число официально зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге выросло с 14 тысяч до 108 тысяч человек. Так, с начала года в городе признан безработным 133 701 человек, а за время пандемии — 123 224, то есть почти 94 % от общего числа. Наибольший рост безработных зафиксирован в мае — июне, тогда каждую неделю на учёт ставили 3–4 тысячи человек, а иногда до 20 тысяч человек в неделю. 58 % людей, признанных официально безработными после 1 апреля, не имели официальной работы и до 1 марта. Но массовых сокращений в Петербурге не было. Многие компании не увольняли людей, а или переводили на простой, или сокращали часы работы.
В ведомстве надеются, что в ближайшее время число безработных начнёт сокращаться. С середины августа рост существенно замедлился — до 500–600 человек в неделю.
В то же время работа в городе есть. По данным одного из сервисов поиска работы, только в отрасли ретейла сейчас размещено 6,6 тысячи объявлений. И речь не только о продавцах на кассах. Нужны и водители-экспедиторы, и товароведы, и кладовщики, и грузчики.
На 29 сентября на учете в Службе занятости населения состояло 108015 безработных [6]. С начала 2020 года с помощью центра работу нашли более 50 тысяч человек, а всего за сентябрь — 10 433. Сейчас трудоустраивается около 2–3 тысяч человек в неделю, что сравнимо с уровнем трудоустройства до пандемии [5]. Наиболее востребованные специальности — водители, инженеры-технологи, врачи, шеф-повара, полицейские, юристы, бухгалтеры, экономисты, учителя, фармацевты [7]. В таблице 1 представлены основные показатели сферы занятости Санкт-Петербурга в январе-октябре 2020 года.
Таблица 1
Основные показатели сферы занятости Санкт-Петербурга в январе-октябре 2020 года
СФЕРА ЗАНЯТОСТИ |
|||
1 |
Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости потребность в работниках (на конец октября 2020 г.) |
чел. |
37 415 |
1.1 |
из них: по рабочим профессиям |
чел. |
20 280 |
2 |
Количество работодателей, обратившихся за содействием в подборе необходимых работников, без учета повторных обращений (с начала года) |
чел. |
4 678 |
3 |
Количество заявлений граждан о предоставлении государственных услуг (с начала года), из них: |
ед. |
396 503 |
3.1 |
по содействию в поиске подходящей работы |
ед. |
200 727 |
3.1.1 |
из них от: незанятых |
ед. |
177 158 |
3.2 |
по информированию о положении на рынке труда |
ед. |
119 621 |
3.3 |
по профессиональной ориентации |
ед. |
54 135 |
4 |
Нашли работу из числа обратившихся |
чел. |
61 882 |
4.1 |
% от обратившихся (стр. 19 от стр.18.1) |
% |
30,8 |
5 |
Численность граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (на конец октября 2020 г.) |
чел. |
114 701 |
6 |
Признано безработными (с начала 2020 года) |
чел. |
146 996 |
7 |
Численность безработных, состоящих на учете в течение периода |
чел. |
160 859 |
8 |
Численность безработных граждан, снятых с регистрационного учета, всего |
чел. |
55 330 |
8.1 |
в том числе в связи с: признанием граждан занятыми по основаниям, предусмотренными ст.2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» |
чел. |
33 302 |
8.1.1 |
из них в связи с: трудоустройством |
чел. |
29 959 |
8.1.2 |
профобучением или получением доп. профобразования |
чел. |
3 118 |
8.2 |
назначением пенсии |
чел. |
352 |
8.2.1 |
из них досрочно по предложению службы занятости |
чел. |
73 |
9 |
Состоит на учете безработных (на конец октября 2020 г.) |
чел. |
105 844 |
10 |
Уровень регистрируемой безработицы (от численности рабочей силы в среднем за 2019 г.) на конец октября 2020 г. |
% |
3,45 |
11 |
Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию), на конец октября 2020 г. |
чел./вак. |
2,97 |
12 |
Средний размер пособия по безработице (за октябрь 2020 г.) |
руб. |
7 914,07 |
В секторе недвижимости ждут 3,1 тысячи человек прямо сейчас. Это и продавцы недвижимости, и прорабы, а также менеджеры по клинингу. В сфере IT — почти 6 тысяч вакансий. И это не только высококвалифицированные программисты, но и люди более простых способностей. На вес золота в наше непростое время курьеры.
При этом государство делает все возможно для поддержки граждан. Так, Минпросвещения вместе с регионами, Рособрнадзором, Рострудом и Союзом «Ворлдскиллс Россия» запустил программу по профессиональному обучению россиян, пострадавших из-за сложившейся эпидемиологической ситуации [3].
Цель программы — поддержать людей, у которых возникли проблемы с работой, дать им возможность приобрести дополнительные профессиональные навыки.
Стать участником программы могут люди, для которых есть риск увольнения, выпускники школ, колледжей, вузов. Плюс — просто те, кто ищет сейчас работу. На их переобучение из федерального бюджета выделяется более 2,9 млрд рублей.
В рамках проекта уже до конца этого года подготовку смогут пройти свыше 110 тысяч человек. Обучение будет вестись по наиболее востребованным в регионе направлениям, в том числе с применением дистанционных технологий. Например, можно будет получить навыки по ряду профессий, связанных с цифровой экономикой и ИТ [8], веб-дизайну, монтажу информационных кабельных сетей, бетонным и строительным работам, выпечке кондитерских изделий и проч.
Обучение может проходить как очно, так и дистанционно — всё зависит от выбранной программы. Обучение будет идти в центрах Ворлдскиллс [8] на базе колледжей, оснащенных самым современным оборудованием. В проекте планируют участвовать все 85 регионов.
Обучение можно проходить и не в месте проживания, однако все расходы на переезд и проживание придется нести самостоятельно.
Длительность обучения зависит от выбранной вами программы и графика обучения. Средний срок обучение составляет три недели. А самое главное обучение будет абсолютно бесплатное.
Таким образом, можно сделать вывод, что вызванные ситуацией пандемии изменения на рынке труда, отразились и на деятельности организаций многих организаций, в том числе и в сфере дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование для большей части безработных петербуржцев является «спасательным кругом», для того чтобы выжить в условиях пандемии. Данная тенденция, по нашему мнению, будет продолжаться, что повлечёт за собой новые требования и запросы к учреждениям ДПО по предлагаемым образовательным программам, технологии и качеству обучения. Для соответствия этим требованиям и предложения на рынке своевременных и актуальных образовательных услуг в долгосрочном плане учреждениям ДПО следует стремиться к поддержания высокого уровня жизнеспособности.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Собрание законодательства РФ.
- Ахметшин А. А. Понятие жизнеспособности учреждений дополнительного профессионального образования: обзор и определение // Креативная экономика. — 2018. — Том 12. — № 3. — С. 315–328.
- Обучение лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] https://trudvsem.ru/information/pages/support-employment (дата обращения 27.11.2020)
- Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/perechen _otrasley_ekonomiki_postradavshih_v_rezultate_rasprostraneniya_koronavirusnoy_infekcii.html (Дата обращения 27.11.2020).
- Правительство выделило 3 млрд рублей на переобучение безработных [Электронный ресурс] https://yandex.ru/turbo/s/vedomosti.ru/economics/news/20 20/08/20/837196–3-mlrd-na-pereobuchenie-bezrabotnih (дата обращения 27.11.2020).
- Служба занятости населения: работа в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] https://www.r21.spb.ru/main.htm (дата обращения 27.11.2020)
- 18 востребованных профессий на время и после карантина [Электронный ресурс] https://miridei.com/sucess-ideas/business-ideas/18-vostrebovannyh-professij-na-vremya-i-posle-arantina/ (дата обращения 27.11.2020)
- WORLDSKILLS RUSSIA [Электронный ресурс] https://worldskills.ru/
- Рождественская Н. В., Вахитова Л. Р. Внедрение ERP-систем и инновационная деятельность организаций: российская специфика. В книге: Управление бизнесом в цифровой экономике. Сборник тезисов выступлений. Под общей редакцией И. А. Аренкова, М. К. Ценжарик. 2019. С. 28–30.