Настоящая статья посвящена изучениюособенностей развития и экологического воспитания дошкольников в возрасте 5–6 лет, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении. В ходе исследования мы анализируем роль отдельных факторов и социальных агентов, оказывающих влияние на детей в данном возрастном периоде, на их ценностное восприятие и оценку окружающей среды.
Ключевые слова : возрастной период, образовательный процесс, педагогическое средство, воспитание, экология, экосистема, социальный агент.
Актуальность темы заключается в необходимости детального изучения особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Экологическое воспитание — неотъемлемая часть общей культуры дошкольника, оно необходимо, чтобы подготовить детей, готовящихся к поступлению в школу основам экологической культуры, умению ценить окружающую среду и иметь активную роль в вопросах, так или иначе касающихся сохранения экологического баланса и соблюдения экологических принципов на локальном, микросоциальном уровне.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы статьи для корректировки педагогического процесса, направленного на изучение особенностей воспитания детей 5–6 лет и некоторых аспектов взаимосвязи системно-деятельностного подхода с разновидностью модульного подхода, предполагающего включение программы экологического воспитания.
Экологическое воспитание — это формирование осознанного и правильного отношения к природе и всему её многообразию, которое нужно начинать с малого возраста. При формировании гуманного отношения к природе, необходимо помнить следующее: важно донести до детей, что человек и природа тесно связаны друг с другом, поэтому забота о природе — это, прежде всего, забота о самом себе, о своих близких и всех окружающих.
Т. В. Волосникова [1] считает, что экологическое воспитание, хотя и не является обязательным для дошкольников в том виде, в котором представлено в школах, необходимо, поскольку с точки зрения психологии, именно в дошкольном возрасте формируются основные ценностные притязания человека. Если правильно сформировать у ребёнка представление о важности защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, то в более зрелом возрасте эти ценности будут служить основой для нравственного развития личности [1].
С. Н. Николаева [5] пишет, что в экологическом воспитании содержатся две составляющие личностно-ориентированного развития ребёнка. Во-первых, это совокупность ценностных аттракторов — значимых ценностей, которые способствуют бережному отношению не только к природе как к окружающей среде, но и в более широком смысле — к жизни, во всех её разновидностях. Во-вторых, экологическое воспитание способно оказать влияние на ментальность подрастающего человека, сформировать социокультурные черты, присущие гражданскому обществу. Можно сказать, что экологическое воспитание — мост между миром природы и миром человека и общества [5].
Исходя из мнений двух исследователей, можно отметить, что роль процесса обучения для ребёнка, включённого также в процесс экологического воспитания, состоит не только в накоплении и расширении знаний, но и в постепенном усложнении ценностно-распознавательных функций: ориентировке в сложных аксиологических и деонтических нормах общества, восприятия своей роли в нём и самого понимания своей деятельности (внутриигровой и учебной). Безусловно, от интенсивности и соотнесённости модулей классического обучения и экологического воспитания зависит выработка познавательного интереса и непосредственно знаний. Задача педагога — соблюсти «золотую середину».
При правильной регулировке экологического воспитания в контексте общего направления образовательного процесса педагогом, дети легче воспринимают информацию, легче запоминают количество предметов, а также их качественные и функциональные характеристики. При этом, для соблюдения принципа наглядности педагог может использовать специальные технологические средства.
Здесь следует оговориться о том, что непосредственно для развития у детей полноценного экологического воспитания педагог не должен жертвовать запланированной программой занятий, а лишь ненавязчиво дополнять их. Для освещения глобальных проблем экологии можно выделить отдельный день, приуроченный к какому-либо событию или мероприятию.
В данном контексте целенаправленный процесс обучения подразумевает работу над ошибками (нарушениями норм экологического воспитания на глобально и локальном уровнях), как детьми, так и педагогом, разбор причин, по которым они допускались. При этом самостоятельная работа детей вне занятий в саду по углублению и расширению знаний экологического характера. должна постоянно сопровождаться личностными и социальными стимулами, но так, чтобы стимул не стал первоочередной целью выполнения самой работы [3].
Именно такая динамика позволяет максимально успешно вести воспитательную работу не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволит детям вырасти в благоприятной среде. Так же не помешают, а даже помогут занятия в образовательном учреждении с участием родителей, чтобы показать подрастающему поколению правильное, бережное отношение к окружающему на примере мам и пап. Это могут быть совместные игры, внутригрупповые занятия, мастер-классы и даже туристические походы.
В рамках туристического подхода продуктивности восприятия можно добиться, благодаря близкому расположению к знакомому месту (к детскому саду), что поможет малышам чувствовать себя спокойно в привычной для них обстановке, что, в свою очередь, даст больше возможности для концентрации внимания. Так же, запоминанию информации поспособствует небольшое разнообразие растительности. Во время прогулки можно в сказочной форме рассказывать про пользу каждого дерева и его значимость не только для людей, но и животных [2].
Как пишет Н. Н. Мазильникова [4], при этом, можно упрощённо подать материал в сказочной форме, рассказать про процесс фотосинтеза в каждом листочке, благодаря которому вырабатывается кислород. Главное — заинтересовать ребёнка, выработать у него познавательный интерес и любознательность, затем — стимулировать и мотивировать его деятельность и познавательную активность [4].
Стоит отметить, что проблема поиск «интереса» и стимула к познанию в экологическом разделе педагогике не нова. Она заключается в том, чтобы приблизить ребёнка к авторитету — к педагогу и научению, делая обучение для ученика желанным, а экологическое воспитание — максимально приближенным к его классической форме. Ведь без столь полезной потребности, как интерес к окружающей среде, немыслимо благополучное формирование и дальнейшая познавательная деятельность ребёнка по данному направлению в принципе. Но в данном ключе он получает не только стремление к постоянному диалектическому пересмотру и анализу природы и общества, но и к непосредственному включению в образовательный процесс.
В заключение отметим, что под воздействие социальной среды в 5–6-летнем возрасте во многом зависит формирование личности человека, его интересы и его выбор занятий, хобби профессии в будущем. Именно поэтому экологическое воспитание необходимо применять в данный возрастной период. Так, формирование ценностей, понимания важности природного мира происходит ещё в детстве под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы человека, закрепляются друзья и класс, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на будущую личность, педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка.
Выводы. Таким образом, экологическое воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста. В систему ДОУ, по утверждению многих современных отечественных психологов и социологов экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития ценностной системы у ребёнка, только освещая все проблемы природы и её взаимосвязи с обществом в столь раннем возрасте можно добиться уважительного отношения к окружающей среде, к природе и жизни во всех её проявлениях.
Литература:
- Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 16–20.
- Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 10–16.
- Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
- Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 96с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.