В статье на основе теоретического анализа работ зарубежных и отечественных авторов сделан краткий обзор подходов к феномену переживания, проблеме переживания экстремальных ситуаций, уточнено понятие экстремальные ситуации, виды переживаний экстремальных ситуаций. В процессе проведенного исследования выявлены и описаны особенности переживания экстремальных ситуаций, и их возможные последствия. Полученные результаты расширяют теоретические представления об исследуемой проблеме.
Ключевые слова: переживание, экстремальная ситуация, экстремальная психология
Based on the theoretical analysis of the works of foreign and domestic authors, the article provides a brief overview of approaches to the phenomenon of experiencing, the problem of experiencing extreme situations, and clarifies the concept of extreme situations and types of experiencing extreme situations. In the course of the research, the features of experiencing extreme situations and their possible consequences are identified and described. The results obtained expand the theoretical understanding of the problem under study.
Психология экстремальных состояний достаточно молодое направление в психологии. Этим объясняется то, что изучаемые в ней понятия, как правило, не отличаются четким описанием в фундаментальных психологических направлениях с длительной историей. В данной работе мы попытаемся дать краткий обзор на соотношение таких понятий, как «переживание» и «экстремальные ситуации».
Например, И. Г. Малкина-Пых, понятие раскрывает понятие экстремальной ситуации, как обстоятельства, повлекшие за собой жертвы людей, нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизни людей [6]. А. В. Гостюшин определят понятие экстремальной ситуации как события, которые вышли за рамки обычного жизненного опыта личности и способно вызвать стресс, снижение эмоциональной активности [4]. Н. В. Тарабрина в психологических исследованиях использует понятие травматическая или травмирующая ситуация. Автор раскрывает данное понятие как экстремальные, критические события, которые обладают мощными негативными воздействиями. Все это требует от человека экстраординарных усилий, чтобы совладать с последствиями этих воздействий [10]. В. Д. Небылицын пишет, что экстремальной ситуацией является ситуация, в которой переживается дискомфорт [8].
Анализ различных подходов к понятию экстремальной ситуации позволил нам остановиться на следующем определении, которое трактуется как внезапно возникшая ситуация .
Экстремальная ситуация подразумевает под собой выход из привычного, «нормального» опыта, актуального для индивида. Другими словами, экстремальная ситуация вводит человека в такие условия, к которым он не адаптирован, для которых ещё не выработаны средства психологической защиты. Человек оказывается не готов действовать целесообразно в сложившихся условиях. Определяя степень интенсивности экстремального воздействия на психику и реакцию человека на стресс, специалисты прибегают к понятию нормы. Предполагается, что существует среднестатистическая норма уровня адаптированности человека к окружающей среде. События, имеющие внештатный характер происхождения, нарушающие привычный ход жизни, наносящие вред индивиду, а также выходящие за пределы среднестатистической нормы, являются экстремальными [9].
Значительное количество исследователей занимались проблемой переживания личностью экстремальной ситуации (Александровский Ю. А., Василюк Ф. Е, Вахов В. П., Гордеева Е. Г., Зеленова М. Е., Котенев И. О., Лазебная Е. О., Магомед-Эминов М. Ш., Пушкарев А. Л., Тарабрина Н. В., Наенко Н. И. и др.). Практическую направленность исследований личности в экстремальной ситуации авторы сводили к разработке конкретных методов психологической профилактики и реабилитации людей.
В последнее время все большее значение придается психологическим аспектам стресса, тревожности, эмоциональной активности, в частности жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировоззрения. Предрасполагающим фактором может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушения стереотипа сна и приема пищи.
Рассмотрим различные подходы авторов к трактовке понятия «переживание». Феномен переживания личности был рассмотрен впервые у зарубежных исследователей. Изначально ему отводилось одно из основных мест в системе психологических явлений. Одним из первых исследователей, который придал переживанию научный статус явился В. Дильтей. Он считал, что его основным инструментом познания является внутреннего мира человека. Р. Д. Лэйнг и А. Лэнгле полагали, что феномен переживания личности есть пересечение двух миров (внешний и внутренний). Интересна точка зрения о феномене переживания Ф. Перлза. Он утверждает, что это процесс, где создаются условия для ассимиляции человеком важного для него жизненного опыта. Приобретение такого опыта возможно лишь в ситуации построения контакта с другим человеком, контакта со средой. Отметим, что при рассмотрении феномена переживания, такие крупные психологические направления как бихевиоризм и когнитивизм, все проявляли явное отсутствие какого-либо интереса к изучению этой проблемы. Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов можно наглядно объяснить, перефразировав «театральную» метафору З. Фрейда: в «спектаклях» переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, т. е. работы по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы (отвращение к «слишком зеленому» винограду устраняет противоречие между желанием его съесть и невозможностью это сделать), однако в противовес той прочной ассоциации (а порой и отождествлению) между словами «эмоция» и «переживание», которая бытует в психологии, нужно специально подчеркнуть, что эмоция не обладает никакой прерогативой на исполнение главной роли в реализации переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в разнообразных феноменах «перцептивной защиты»), и мышление (случаи «рационализации» своих побуждений, так называемая «интеллектуальная переработка» травмирующих событий), и внимание («защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию моменты», и другие психические «функции» [5,7].
Таким образом, в зарубежной психологии переживание либо выходило за рамки научных интересов психологов, либо считалось связующим звеном между внутренним субъективным миром человека и внешней средой, позволяющим человеку выходить за границы своего Я и тем самым переходить на новые уровни своего развития.
В отечественной психологии формировался несколько другой взгляд на феномен переживание. Так Л. С. Выготский относит переживание к особой интегральной единице сознания. К. К. Платонов пишет, что переживание является атрибутом акта сознания, который не содержит образ отражаемого и проявляющегося в виде удовольствия или неудовольствия, страдания, напряженности, разрешения, возбуждения, успокоения. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович также придерживаются идеи, что переживание связано с эмоциональным состоянием, с осмыслением этого состояния. Это состояние вызвано значимыми объективными событиями, воспоминаниями эпизодов экстремальной ситуации. Иную точку зрения в определении понятия «переживание» имеет Р. С. Немов. Он пишет, что переживание связано с ощущением, сопровождается эмоциями». Л. М. Веккер также относит переживание с некими эмоциональными состояниями. Он пишет, что это отражение личностью своих собственных состояний. Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Ф. Корниенко, В. П. Симонов фактически отождествляют понятия «эмоция» и «переживание». Он пишет, что любое переживание — это волнение [11].
Ф. Е. Василюк, определяет понятие «переживание» как некая деятельность. Эту деятельность он соотносит с самостоятельным процессом, который способствует соотношению субъекта с миром. Это соотношение решает его реальные жизненные проблемы. Переживание понимается автором как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни [1].
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях личности, как уже достаточно подробно описано в современной психологической науке, чаще всего, проходят в своих психологических состояниях ряд этапов: острый эмоциональный шок (характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии); психофизиологическая демобилизация (существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями). На этом, этапе особенности и специфика психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, но и от особенностей личности пострадавших, его психологической готовности пережить стрессовое воздействие; стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны; стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и рефлексия пережитых перцептивных образов. Изменяются традиционные способы оценки реальности, связанные с изменением жизненного стереотипа. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается, чаще всего работоспособность и жизненный тонус, а также критическое отношение к своим возможностям и жизнестойкости [2].
Интересен такой подход к понятию переживания, который определяется деятельностью, т. е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической функцией, стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти функции вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из производимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию. Итак, переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними действиями. Человеку удается пережить жизненный кризис часто не столько за счет специфической внутренней переработки травмирующих событий (хотя без нее и не обойтись), сколько с помощью активной творческой общественно-полезной деятельности, которая, реализуя, в качестве предметно-практической деятельности сознательную цель субъекта и производя общественно-значимый внешний продукт, одновременно выступает и как деятельность переживания, порождая и наращивая запас осмысленности индивидуальной жизни человека [3].
Отметим, что разработанные в науке учения, принципы, пытающиеся объяснить феноменологию, механизмы, закономерности мотивации поведения личности в достаточной степени не в состоянии объяснить особенности переживания личностью экстремальной ситуации. Наряду с этим достаточно слабо изучена проблема взаимосвязи особенностей переживания личности и состояния адаптации, дезадаптации в постэкстремальный период.
Анализируя различные представления о природе переживания, мы отмечаем как в зарубежных, так и отечественных исследованиях противоречие: переживание одновременно и акт сознания, и эмоциональный процесс. Можно с уверенностью сказать, что на данном этапе развития психологического знания единого мнения о том, каково место переживания среди других психических явлений, не существует ни в западной, ни в отечественной психологии. И все же в последние годы и представители академической науки, и практикующие психологи все чаще обращаются к рассмотрению переживания в своих работах. Этот интерес, усиливающийся несмотря на ряд трудностей методологического и экспериментального характера, является отражением тех изменений, которые происходят в последние годы в психологии, когда количественная парадигма изучения психических феноменов уже не считается единственно верной, сдавая свои позиции качественной парадигме.
Литература:
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 c.
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы оказания психологической помощи // Вопросы психологии, 1988, № 5, — С. 15–24
- Василюк Ф. Е. Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности // Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Московского университета, 1984.- 198 с.
- Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. / А. В. Гостюшин — М.: Зеркало, 1994. — 212 с.
- Леви М. В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных: автореф. дис.. канд. психол. наук: спец. 19.00.03 / М. В. Леви; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 30 с.
- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.
- Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореф. дис. д-ра психол. наук: спец. 19.00.03 / Орел В. Е.; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2005. -51 с.
- Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / сост. Д. Р. Мерзлякова. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. — 205 с.
- Решетников М. М. / Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей. / М. М. Решетников, М. Ю. Баранов, А. П. Мухин // Психол. журн. — 1990. — № 11. — С. 120.
- Столяренко А. М. / Экстремальная психопедагогика: Учеб.пособие для вузов. / А. М. Столяренко — М., 2002. — 200 с.
- Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.01 / Л. Р. Фахрутдинова. Казань, 2012. С. 41.