В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации. Указываются особенности государственного земельного надзора, роль и органы его осуществляющие. Также, в данной статье описываются современные проблемы, осложняющие проведение государственного надзора, предпосылки их возникновения и возможные пути решения.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, проблемы надзора, надзорные органы, кадровая политика государства, недостаточная оснащенность.
Земельное законодательство предоставляет гражданам и юридическим лицам обширный набор прав по владению, использованию и распоряжению землей, но при этом, хозяйственная деятельность на земельном участке не должна наносить урон окружающей среде, переступать интересы иных лиц, а также интересы государства. Соблюдение таких предписаний закона гарантируется неустанным проведением государственного надзора за разумным использованием и охраной земель [1, с. 1].
Государственный земельный надзор считается наиболее значимой функцией государства [2]. Он охватывает все без исключения категории земель на территории страны и затрагивает всех собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Этот вид надзора осуществляется на регулярной основе, то есть он не ограничен никакими временными промежутками и не имеет одноразового принципа [3, с. 2]. Осуществляется же данный надзор Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
При попытках достижения соответствующих задач вышеперечисленные органы сталкиваются с определенными проблемами, которые не позволяют им достичь поставленных перед ними целей в полном объеме.
Так, например, для грамотной и эффективной реализации государственного земельного надзора необходим единый механизм планирования мероприятий, нацеленных на выявление нарушений земельного законодательства. На данном этапе основным источником информации о таких нарушениях, являются обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые поступают в органы государственного земельного надзора. В связи с этим, основная деятельность органов в данной сфере ориентирована на проведение внеплановых проверок по обращениям граждан, а планирование в данном случае осуществляется на случайных выборках субъектов. Однако проведение плановых проверок усложняется положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4]. В данном законе установлено, что проведение проверок допустимо не чаще, чем раз в три года, а также закреплена необходимость согласования проверок с органами прокуратуры и соотнесение их с проверками муниципального и иных видов контроля и надзора. Все это, несомненно, приводит к тому, что государственный земельный надзор приобретает заявительный характер, тем самым утрачивая функцию государственного органа, который обеспечивает постоянное и всеобщее исполнение требований земельного законодательства всеми субъектами РФ.
Существенным недостатком является также кадровая политика государства, которая осложняется полным отсутствием или недостаточностью технического оснащения. Немалое количество постановлений о привлечении к административной ответственности отменяются в судах в связи с нарушениями сроков и процедуры привлечения к ответственности, что свидетельствует о низком уровне квалификации государственных земельных инспекторов. Так, Верховный суд РФ постановлением от 14 ноября 2016 г. N 11-АД16–20 отменил Постановление мирового судьи судебного участка N 6 по Советскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 24 ноября 2015 г. N 5–495/2015 и все решения, вынесенные далее в отношении Сабирзянова С. Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из-за нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а именно отсутствия в материалах дела предписаний органа, осуществляющего государственный земельный надзор, а также нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении [5].
О наличии такой проблемы в сфере государственного земельного надзора говорит и статистика. Так в 2018 году по делам о привлечении к административной ответственности было рассмотрено 3894 дела, из которых только 1832 постановления и 266 решений суда о привлечении к административной ответственности были оставлены без изменения. То есть, по 1796 делу решение или постановление было либо отменено, либо изменено, что немногим меньше половины от общего числа дел. Так, было отменено 882 постановления и 98 решений суда. По оставшимся 816 делам протоколы или решения были изменены. Статистика взята со сведений о результатах работы по защите интересов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судах Российской Федерации за 2018 год (сводный отчет по РФ).
Источником данной проблемы, по нашему мнению, может выступать, как пример, отсутствие обучающих программ и курсов профессиональной подготовки специалистов государственного земельного надзора.
Также, так как деятельность государственного инспектора основывается не только на знании законодательства и юридической литературы, но также и на работе с геодезическим оборудованием, а далеко не каждый государственный инспектор обучен навыкам обращения с тахеометрами и GPS станциями, а уже обученных специалистов нет возможности пользоваться данным оборудованием, так как на сегодняшний день необходимое оборудование централизованно приобретено, но его пригодность и комплектность к непосредственному использованию при осуществлении мероприятий по надзору порождает определенные вопросы. Следовательно, проблема отсутствия квалифицированных специалистов осложняется еще и отсутствием необходимого оборудования.
Также к источникам проблемы следует относить несовершенства и в нормативно-правовой базе реализации государственного земельного надзора. Так, такая недостаточность инструктивных им методических материалов, которые необходимы для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора, приводит к недействительности указанных проверок.
Всестороннее исследование в этих направлениях, по нашему мнению, позволит прийти к эффективной организации и осуществлению государственного земельного надзора и, как следствие, к эффективной системе управления земельными ресурсами. То есть, мы считаем, что одним из возможных путей решения данной проблемы является выработка все более новых программ обучения для молодых специалистов и программ переобучения и повышения квалификации для уже работающих определенное время в этой системе сотрудников. При этом такие программы должны актуализироваться и оптимизироваться, исходя из появления все более актуального технического оснащения. Также, важно усилить контроль за закупками такого рода оборудования, и за тем, чтобы закупленное оборудование использовалось специалистами всегда, когда того требует ситуация.
Также, по нашему мнению, необходим и радикальный пересмотр методов и процедур не только планирования, но и реализации государственного земельного надзора по определенным направлениям. Например, в направлении совершенствования механизма и нормативно-правовой базы реализации государственного земельного надзора. Также, возможным направлением оптимизации осуществления надзора может послужить поиск все более новых методов и форм работы. При этом возможна и модернизация уже существующих форм и методов работы в целях повышения результативности ведения государственного земельного надзора [6, с. 129–137].
Литература:
- Белокрылова Е. А. Земля как объект междисциплинарной правовой охраны // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. № 1. С. 63–75.
- Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (в ред. от 7 сентября 2020 г.) // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 514; 2020. № 37. Ст. 5742.
- Колесова К. О., Балабкина Е. Н. Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор // Скиф. Вопросы студенческой науки. Декабрь 2017. № 16. С. 180–187.
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
- Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 11-АД16–20 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. — URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-14112016-n-11-ad16–2/ (дата обращения: 01.12.2020)
- Сухова Е. А. Модернизация государственного земельного надзора как необходимое условие совершенствования земельного правопорядка в России// Право. Законодательство. Личность. 2013 № 2 С. 129–137.