Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Технологии проектирования помогают в работе педагогов, так как являются эффективным способом развивающего и личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Так, в рамках реализации практико-ориентированного проекта объединяются все субъекты образовательного пространства (педагоги, родители, дети), раскрываются интегративные возможности художественно-эстетической, изобразительной, познавательной, социально-коммуникативной деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Считаем, что в работе необходимо придерживаться основных дидактических принципов.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Работа над проектом осуществляется по плану действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, поэтапно:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Мониторинг проектной деятельности представлен как: анкетирование и беседы с детьми; отслеживание знаний детей; наблюдение за детьми в разных видах деятельности; поддержание познавательного интереса у детей. В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС дают возможность эффективно воспитывать и развивать дошкольников. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. У педагогов возникает потребность использовать технологию проектирования для решения актуальных и очень значимых проблем, например, в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста становится все более важным в данный исторический период и обсуждается все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, истории военных лет, особенностях народных традиций, а также часто проявляют равнодушие к близким людям, редко сострадают чужому горю. Значит, перед взрослыми стоит многогранная задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к родным людям, родной земле, своей малой родине; формировать чувство гордости за достижения в России, любовь и уважение к Российской Армии; гордость за мужество воинов, героев Великой Отечественной войны. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство патриотизма и нравственности.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает ряд задач:
- Воспитание у ребенка любви и уважения к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах.
- Получение знаний о государственной символике.
- Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям русских людей.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России.
- Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитатели ДОУ через проектную деятельность знакомят детей с историей, культурой, традициями России, воспитывают патриотические чувства к своей Родине; приобщают к духовным и историческим ценностям своего народа. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, получать знания и социальные навыки. В своей работе над проектом «Этих дней не смолкнет слава» мы достаточно широко использовали пособие Н. Н. Леоновой «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». В нем втор изложил структуру, этапы работы над проектом, методические рекомендации, формы организации детей, мониторинг эффективности проектной деятельности.
Результаты педагогической работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для развития у дошкольников творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, познавательной активности. Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС дают возможность эффективно воспитывать и развивать дошкольников.
Литература:
- Леонова Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: Методическое пособие. — Волгоград: Учитель, 2013.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010.