В статье автор дает характеристику современного этапа развития законодательства в сфере противодействия коррупции на центральном и межрегиональном уровнях.
Ключевые слова: межрегиональный уровень, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственное управление, исполнительная власть, национальная безопасность.
В современном мире вряд ли найдется государство, не заинтересованное в укреплении своей государственности, устойчивом социально-экономическом развитии, научном прогрессе. Однако, в тоже время, невозможно отвергать тот факт, что не существует ни одного государства, которое бы полностью победило бы коррупцию, как явление, препятствующее достижению данных целей, не смотря на прилагаемые силы и средства. Корни коррупции, как отмечают ученые, лежат в основе главных составляющих общественной жизни, к коим относят — публичную власть, собственность, государство [1 , с.18].
В современной России развитие антикоррупционной политики с момента распада СССР строилось на принятии нормативных правовых актов, планов и программ, которые не отличались единством. С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) стало ясно видно о стремлении федеральной власти к формированию единой политики в области противодействия коррупции, зарождении общих теоретико-правовых подходов, содействующих выработке эффективных организационных и правовых мер противодействия коррупции. Были определены основные понятия, источники правового регулирования деятельности государства в сфере противодействия коррупции, а также, намечены основные направления по повышению результативности мер противодействия коррупции.
Принятие Закона № 273-ФЗ дало толчок к дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования в данной области, корректировке действующего законодательства и принятие нового, отсылающего к его положениям. На уровне центральной власти были приняты федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Немалую долю составляют и подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. Они, в соответствии с Законом № 273-ФЗ, осуществляют свою деятельность в пределах предоставленных полномочий, в том числе и в сфере противодействия коррупции.
Как отмечают исследователи, наиболее подвержена коррупционным рискам деятельность государственных органов в области регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, экспертизы и сертификации товаров и услуг, а также других контрольно-надзорных и разрешительных полномочий [3]. В тоже время, упоминание о противодействии коррупции в функциях и полномочиях министерств и ведомств встречается немногим более чем в 10 положениях о федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации. Представляется, что существует необходимость внесения изменений в положения о государственных органах, определив в них полномочие по организации и осуществлению антикоррупционной деятельности в пределах своих компетенций, а руководителей этих органов уполномочить организовать работу по противодействию коррупции и по профилактике коррупционных правонарушений.
В 2000 году Президентом Российской Федерации было принято решение о создании нового межрегионального органа государственной управления на уровне федеральных округов. Это стало реакцией на возникающие негативные тенденции в государственном строительстве. Целью являлось децентрализация властных полномочий федерального уровня, а следствием стало создание на межрегиональном уровне государственного управления структур (представительств, территориальных органов) федеральных органов исполнительной власти, в большинстве своем наделенными контрольно-надзорными функциями. Надо признать, что данный уровень управления, хоть и занимает весомое место в механизме государственного управления, имеет крайне важное значение для обеспечения национальной безопасности в регионах, в том числе и в части осуществления мероприятий противодействия коррупции, но, как отмечается в правовой литературе, исследован недостаточно [4] .
Особенностями правового регулирования деятельности в области противодействия коррупции на уровне федеральных округов являются, во-первых, отсутствие на данном уровне собственного правового регулирования антикоррупционной политики. На данном уровне все властные структуры являются представительствами или территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, соответственно их деятельность регулируется на федеральном уровне, в том числе и в сфере противодействия коррупции.
Во-вторых, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», на полномочного представителя возложены задачи организации работы:
– по осуществлению органами государственной власти на местах основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации;
– по контролю за исполнением решений федерального центра;
– по обеспечению реализации кадровой политики главы государства;
– представление главе государства докладов об обеспечении национальной безопасности, внесение соответствующих предложений по данным вопросам.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах возлагаются обязанности, в том числе и по реализации антикоррупционной политики на межрегиональном уровне государственного управления.
Третьей особенностью является то, что полномочные представители напрямую погружены в решение вопросов противодействия коррупции как угрозы национальной безопасности на федеральном уровне, так как входят в состав различных антикоррупционных структур, таких, как Совет Безопасности, Государственный Совет Российской Федерации и др.
В-четвертых, аппараты полномочных представителей Президента РФ являются важнейшей организационной структурой на межрегиональном уровне государственного управления. Департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград, являющийся структурной единицей аппарата, является одним из важнейших, на который и возложены задачи координации антикоррупционной политики на уровне федеральных округов.
Еще одной особенностью является создание на межрегиональном уровне под руководством полномочных представителей Президента РФ различных совещательных органов (советов, комиссий, групп). Вовлечение в их деятельность многочисленных субъектов гражданского общества придает борьбе против коррупции новые импульсы и гарантирует обратную связь с обществом. Такие структуры имеют разные компетенции, как общего характера, охватывающим широкий круг вопросов, в том числе и затрагивающих противодействие коррупции, напрямую не связанных с противодействием коррупции и национальной безопасности, так и исключительно узкой направленности, деятельность которая связана с проблемой государственной службы и антикоррупционной политики. Так или иначе, реализация полномочий всех названных структур, в той или иной степени затрагивает аспекты антикоррупционной деятельности [2].
Созданный механизм противодействия коррупции на уровне федеральных округов в целом соответствует вызовам и задачам, стоящим перед обществом в борьбе с данным явлением. Органы государственного управления на межрегиональном уровне выполняют задачи координации антикоррупционной деятельности в границах федеральных округов, в некоторой степени выполняя еще и контролирующие функции по отношению к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в Российской Федерации сформирована правовая и организационная база противодействия коррупции на федеральном и межрегиональном уровне государственного управления, которая полностью соответствует международным стандартам. Однако нельзя не отметить, что нормы о противодействии коррупции, принятие которых отнесено к ведению государства, содержатся в большом количестве нормативных правовых актов различной юридической силы. На межрегиональном уровне часть вопросов в сфере противодействия коррупции не получили своего отражения в нормативной правовой базе. Систематизация и упорядочивание основных правовых норм, регулирующих отдельные аспекты противодействия коррупции, расширение и уточнение базового документа — Закона № 273-ФЗ, с одновременной отменой и изменением законодательной базы, входящей в противоречие с ним, позволит повысить эффективность антикоррупционной деятельности на всех уровнях государственной власти Российской Федерации.
Литература:
- Авакьян, С. А. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы / С. А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2016. — 512 c.
- Ишеков, К. А. Противодействие коррупции в механизме федерального государственного управления: центральный и межрегиональный уровни / К. А. Ишеков, К. В. Черкасов, Ю. В. Малеванова. // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — № 13. — С. 426–437.
- Субанова, Н. В. Разрешительная система — приоритетная сфера противодействия коррупции / Н. В. Субанова. // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2014. — № 4. — С. 63–68.
- Черкасов, К. В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции на межрегиональном уровне государственного управления / К. В. Черкасов. // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 8(32). — С. 30–32.