Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Лаврова, Н. В. Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках / Н. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76491/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрываются подходы современных политических деятелей к вопросам самообразования школьников с позиции государства. Показаны возможности и этапы теоретических вопросов самообразования школьников в трудах учёных 60–80-х гг. ХХ века, которые разработали важнейшие вопросы теории самообразования.

Ключевые слова: современный подход к обучению школьников, развитие теории самообразования, взаимосвязь современного взгляда на формы обучения учащихся, педагогическое руководство самообразованием школьников, проблемы самообразования в трудах учёных-педагогов.

The article reveals the approaches of modern politicians to the issues of self-education of schoolchildren from the state's perspective. The possibilities and stages of theoretical questions of self-education of schoolchildren in the works of scientists of the 60–80s of the XX century, who developed the most important questions of the theory of self-education.

Keywords: modern approach to school education, development of the theory of self-education, interrelation of the modern view on forms of education of students, pedagogical management of self-education of schoolchildren, problems of self-education in the works of scientists and teachers.

Меняющиеся ситуации и общественные перемены актуализируют ранее накопленный педагогический опыт. Решение сегодняшних проблем самообразования школьников особенно отчётливо просматривается с позиции отечественного наследия прошлого. Поиск новых путей развития нынешнего учебного процесса перекликается с усиленным развитием концептуальных основ самообразования в СССР в 60–80-е годы ХХ века. Учёные отмечают, что с ростом интеллекта и культуры личности увеличивается потребность в знаниях, повышается качество их усвоения и формы их получения. Исторические закономерности образования недавнего прошлого, педагогические теории и идеи государство рассматривает в качестве важнейшего ресурса гражданского общества, способствовавшие развитию самообразования в России. В современном образовательном пространстве становится очевидным, что без самообразования невозможно удовлетворить увеличивающиеся потребности гражданина в возможности самостоятельного выбора стратегии собственного образования, принятия личных решений.

В нынешних непростых современных условиях государство оперативно принимает кардинальные решения по проблемам отечественного образования на всех его ступенях от детского сада и начальной школы до высших учебных заведений. От чёткости и взвешенности решений, оперативности выполнения задач, зависит будущее нашей страны. Образование выступает обстоятельством дальнейшего развития современного общества необходимого для успешного социально-культурного и экономического роста экономики, модернизации, реформирования системы образования, разработки новых педагогических стратегий и моделей. Повышение доступности инновационного и качественного образования — стратегическая цель государственной политики в области образования Российской Федерации.

В процессе актуализации государственной политики в области образования, всё чаще поднимается вопрос повышения роли самообразования. Интерес к воспитанию самообразования школьников обусловлен целями, стоящими перед отечественным образованием. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставит новые задачи в обучении с учётом инновационной экономики, увеличения числа детей обучающихся по дополнительным программам [1]. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации рассматривает обучение во внешкольном образовании как «…огромный ресурс гармоничного развития личности» [2]. В. В. Путин предложил возродить систему дополнительного образования в сфере ответственности государства [3].

Положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определяет задачи современной школы, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном мире, где «…возрастает общественная потребность и значимость самообразования…». Основные школьные знания становятся стержневыми для самообразования и для внешкольного дополнительного образования [4]. Сформированные знания и умения самообразовательной работы, позволяют личности получать непрерывное образование и быть востребованной в жизни.

Педагогическая наука нашей страны опирается на прогрессивные теоретические и практические труды, которые исследовали развитие основных концепций самообразования: формирование готовности к самообразованию у младших и старших школьников; самообразование как составная часть самовоспитания; воспитание потребности в самообразовании; педагогическое руководство самообразованием в учебной, внешкольной и дополнительной деятельности учеников. Разработки учёных помогают решению современных проблем самообразования детей.

В 60-е — 80-е годы ХХ века в отечественной педагогике выделялась группа исследователей теоретических проблем самообразования: А. Я. Айзенберг, А. Я. Арет, В. Б. Бондаревский, А. К. Громцева, Л. В. Занков, Н. Д. Иванова, М. П. Кашин, И. И. Колбаско, А. И. Кочетов, П. И. Пидкасистый, И. А. Редковец, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Ю. В. Шаров [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18].

Увеличилось число научных публикаций, в которых учёные анализировали вопросы развития самообразования школьников:

− в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения [19];

− при овладении чтением [20, 21];

− в ракурсе самообразования как составная часть самовоспитания [22];

− в обстоятельствах стремления к самообразованию [23];

− в ситуациях преодоления трудностей самообразовательной деятельности [24];

− в аспекте потребности и готовности учащихся к самообразованию [25, 26, 27, 28, 29, 30];

− в обстановке педагогического руководства развития самообразования [31, 32];

− самовоспитания самообразования [33, 34].

Системный анализ научно-педагогической литературы 1960-х — 1980-х годов, посвященный проблеме самообразования школьников, показал, что в ней были заложены теоретические положения, которые с соответствующей коррекцией, могут быть, использоваться в практике современного образования.

Объективные причины развития дистанционного обучения в современной системе образования, помимо получения школьных и других знаний, способствуют воспитанию у школьников силы воли, концентрации внимания, умения работать и получать знания из различных источников, используя современные технологии, развивать своё самообразование.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № — 599. / О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kremlin. ru / events / presiden / news / 15236.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 04.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > d / 47173.
  3. Путин, Владимир Владимирович. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Предвыборная статья. 13.02.2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. Putin-itoqi. ru
  4. Приказ Президента РФ от 04.02. 2010. № — 271. / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > events / president / news / 6683.
  5. Айзенберг, Аркадий Яковлевич. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. — М.: Высшая школа, 1973. — 47 с. Айзенберг, Аркадий Яковлевич. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. Лекция по курсу «Педагогика» для студентов института культуры.Московского государственного института культуры. М.: Министерство культуры РСФСР. 1975. — 49 с.
  6. Арет, Аулис Якобович. Основные положения теории самовоспитания: Дис.... д-ра пед. наук: В 2 — х тт.; — Фрунзе , 1963. — 780 с.
  7. Бондаревский, Владислав Борисович. Беседы о самовоспитании: для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1976. — 127 с. Бондаревский, Владислав Борисович. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  8. Громцева, Ангелина Константиновна. Самообразование как социальная категория: [Учебно — методическое пособие к спецкурсу]. — Ленинград: ЛГП ин-т им. А. И. Герцена, 1976. — 88 с.
  9. ЗанковЛеонид Владимирович. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах) . 2-е изд, перераб. — М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  10. Иванова, Надежда Дмитриевна. Опыт приобщения учащихся старших классов к работе по самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — Алма — Ата, 1968 . — 278 с.
  11. Кашин, Михаил Петрович. Взаимосвязь содержания образования и методов обучения // Доклад директора ин-та члена-корреспондента АПН СССР М. П. Кашина (с приложениями). — М.: 1976. — 153 с.
  12. Колбаско, Иван Иванович. Учащимся о самообразовании. — Минск: Народная асвета, 1976. — 157 с.
  13. Кочетов, Александр Ильич. Педагогические основы самовоспитания. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  14. Пидкасистый, Павел Иванович. Н. К. Крупская о содержании образования в советской общеобразовательной школе: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1960. — 485 с. Пидкасистый, Павел Иванович. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. …д — ра пед. наук. — М.: 1973 . — 392 с. Пидкасистый, Павел Иванович. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  15. Редковец, Инна Алексеевна. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования: [Учеб. пособие к спецкурсу]. — Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986. — 88 с. Редковец, Инна Алексеевна. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умений заниматься самообразованием: Дис. …канд. пед. наук. — Волгоград, 1973. — 256 с.
  16. Скаткин, Михаил Николаевич. Вопросы дидактики. Стенограмма лекции члена — корреспондента АПН СССР М. Н. Скаткина (15–25 апреля). — М .: Министерство просвещения СССР , 1969. — 62 с . Скаткин, Михаил Николаевич. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.Скаткин, Михаил Николаевич. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1980. — 144 с .
  17. Сухомлинский, Василий Александрович. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М .: Педагогика, 1979. Т. I. — 558 с . Сухомлинский, Василий Александрович. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М.: Педагогика, 1980. Т. II. — 383 с . Сухомлинский, Василий Александрович. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1981. Т. III. — 639 с.
  18. Шаров, Юрий Владимирович. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально — педагогическая проблема: Дис. …д — ра пед. наук. — Новосибирск, 1970. — 1086 с.
  19. Авдеев, Алексей Петрович. Самообразование старшеклассников в условия дифференцированного подхода в процессе обучения: Дис....кан. пед. наук. — Волгоград, 1978. — 187 с.
  20. Богуславская, Белла Аркадьевна. Индивидуальные различия учащихся I класса в овладении чтением: Дис. …канд. пед. наук. — Киев, 1966. — 232 с.
  21. Гантя, Ирина Сергеевна. Педагогическая организация самостоятельного Детского чтения в начальных классах как основа самообразования учащихся: Дис....канд. пед. наук. — М.: 1980. — 157 с.
  22. Голованова, Надежда Филипповна. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 169 с.
  23. Земскова, Людмила Алексеевна. Формирование у учащихся VIII — IХ классов стремления к самообразованию. (На основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранного языка и географии): Дис. … канд. пед. наук. — Волгоград, 1976. — 171 с.
  24. Бондаренко, Вера Павловна. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников : Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 170 с.
  25. Закиров, Гали Салихжанович. Педагогические условия формирования у Школьников потребности в самообразовании (На материале курсов математики и физики 8 класса) : Дис....канд. пед. наук. — М.: 1968. — 229 с.
  26. Ильин, Василий Сергеевич. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников: Дис. …д — ра пед. наук: В 2 — х тт.; — Ростов на Дону, 1971. — 595 с.
  27. Калинина, Светлана Васильевна. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1980. — 274 с.
  28. Каразян, Лариса Феодосьевна. Формирование у старших подростков готовности к самообразованию в процессе клубной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. — Киев, 1989. — 165 с.
  29. Райский, Борис Федорович, Скаткин, Михаил Николаевич. Руководство самообразованием школьников (Из опыта работы) // Ред. — сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  30. Телюк, Александр Николаевич. Формирование у школьников — подростков готовности к самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1984. 177 с.
  31. Волощенко, Геннадий Григорьевич. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодежи в клубе: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1977. — 176 с.
  32. Гаученова, Мария Андреевна. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся вечерней школы с научно — популярной литературой как средство подготовки их к самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1980. — 217 с.
  33. Чернышева, Ирина Михайловна. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся вечерней школы: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1965. — 364 с.
  34. Яркина, Надежда Ивановна. Деятельность клуба по организации самообразования молодежи: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1976. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, область образования, самообразование, самообразование школьников, знание, отечественное образование, педагогическое руководство, проблема самообразования школьников, Российская Федерация, составная часть самовоспитания.


Ключевые слова

современный подход к обучению школьников, развитие теории самообразования, взаимосвязь современного взгляда на формы обучения учащихся, педагогическое руководство самообразованием школьников, проблемы самообразования в трудах учёных-педагогов

Похожие статьи

Разработка форм и методов педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в отечественной педагогической науке в 60–80-х гг. ХХ века

В статье раскрываются пути разработки отечественными исследователями середины прошлого века проблемы педагогического руководства самообразованием школьников. Показано, что в работах учёных исследовались формы и методы самообразования учащихся.

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Похожие статьи

Разработка форм и методов педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников в отечественной педагогической науке в 60–80-х гг. ХХ века

В статье раскрываются пути разработки отечественными исследователями середины прошлого века проблемы педагогического руководства самообразованием школьников. Показано, что в работах учёных исследовались формы и методы самообразования учащихся.

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Задать вопрос