В статье рассматриваются проблемы развития земельных отношений в России как на государственном, так и на муниципальном уровне. В рамках исследования рассмотрены исторические аспекты сложившихся проблем. Одной из основных проблем, поднятых в статье, является недостаточное развитие земельного законодательства.
Ключевые слова: государственное регулирование, муниципальный уровень, нормативно-законодательная база, земельные ресурсы, земельные отношения, земельное законодательство.
Основной целью государства по развитию земельных отношений является максимальный эффект от использования земельных ресурсов. Приоритетные задачи государства определяются решением вопроса по сокращению количества нуждающихся в земельных ресурсах.
На долю государственной и муниципальной собственности приходится 66,62 % всех имеющихся земель сельскохозяйственного назначения, также сюда относится 75,38 % земель населенных пунктов. Однако в частной собственности гражданских лиц находится 28,14 % земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая обширные земельные ресурсы государства следует отметить важность оформления эффективного механизма управления земельными отношениями [1, c.33].
Согласно исследованию по вопросам регулирования земельных отношений определяются предпосылки к эффективному использованию земельных ресурсов в России, однако это означает и большое количество нормативных и правовых проблем. В настоящее время одним из важнейших направлений работы муниципальных органов является формирование и развитие рынка земли, способствующего реальному обеспечению права собственности граждан и юридических лиц на земельные ресурсы, доходности земельных ресурсов. Неэффективное использование земельных ресурсов может быть связано с преувеличением роли правовой базы и сведением предпосылок исключительно лишь к вопросам создания нормативно– правовых институтов регулирования земельных отношений, что на практике приводит к игнорированию учета региональных и муниципальных интересов. Анализ показывает недостаточную эффективность управления земельными ресурсами [3, c.49].
Необходимо обозначить, что земельные отношения в плане нормативно– правового регулирования сложились и прошли проверку историческими событиями. В настоящее время использование земельных ресурсов основано на многообразии форм собственности на землю. Основными направлениями по применению земельных ресурсов являются действия по государственному и муниципальному управлению земельными отношениями, обусловленные защитой прав на землю, а также разработкой необходимых механизмов и инструментов, которые способны учесть специфику по применению данного объекта регулирования. Следует отметить проблему в обеспечении баланса публичных и частных интересов при земельных отношениях, а также несовершенство механизмов регулирования по использованию земли в качестве базы для устойчивого социально– экономического развития [2, c.59].
Следует отметить большое количество региональных проблем, в том числе обострение демографических и экологических препон, недостатки по согласованию отраслевого и пространственного развития государства, что предполагает уменьшение доли добывающих по сравнению с высокотехнологичными, инновационными, перерабатывающими производствами, с целью эффективного применения природных ресурсов в традиционных отраслях экономики. Также отмечается важность проблемы охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности, что определяет современные вызовы для разработки механизма по управлению земельными отношениями и гармонизации нормативного законодательства.
Ввиду проведения земельной реформы установились противоречия между региональными и федеральными нормативными правовыми актами по вопросам регулирования земельных отношений, что определено недостаточным информированием субъектов земельных отношений, несовершенством региональной законодательной базы и отсутствием ряда законов, которые регулируют земельные отношения на муниципальном уровне, что определяется необоснованными конфликтами по распределению и перераспределению земель в муниципалитетах, монополизацией административной власти по земельным ресурсам. Перечисленные тенденции в результате ведут к усложнению и увеличению времени процесса и появлению всяческих многоаспектных процедур и правил оформления, что снижает приток инвестиций, также выражается отсутствием налоговых и арендных платежей на землю.
Существенным недостатком государственного регулирования земельных отношений является технический аспект по поддержанию информационных ресурсов по оформлению земельных ресурсов: в настоящее время отсутствует информация по объекту недвижимости после регистрации прав на него и сделок с ним, проводится инвентаризация, а именно государственный технический учет, определяется база для любой операции с земельными ресурсами. Процесс инвентаризации определяется уточнением местоположения границ земельных участков, а также выявлением нерационально применяемых или неиспользуемых, а также используемых не по целевому признаку земельных участков и иных категорий земель. Мониторинг данных земельных ресурсов осуществляется в настоящее время в рамках муниципалитетов, существует только номинально [1, c.38].
В настоящее время также проблемой земельных отношений является неэффективное управление земельно-имущественным комплексом, как на местах, так и в региональном аспекте, и на уровне федерации.
Следует перечислить основные недостатки при развитии земельных отношений в России в целом, к которым относят:
1) отсутствие общей концепции по управлению земельными ресурсами в региональном и местным аспекте,
2) нарушение требований по нормативным регламентам в сфере обслуживания гражданских лиц и предоставления услуг населению,
3) ограничение по предоставлению информационных сведений, что предопределяется в работе с обособленными территориями муниципальных образований,
4) отсутствие систематизации пространственной информации, которая влечет потери по правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам,
5) нарушение прозрачности по совершению сделок с недвижимостью.
Согласно изучению нормативно– правовой базы по регулированию земельных отношений в России, следует отметить большое количество недостатков законодательной базы, связанной с управлением земельными ресурсами. Это, как правило, следующие проблемы: проблемы отсутствия правовой полноты и доступности для потребителей при освоении земельных участков, проблемы отсутствия правовой защиты по захвату земель сельскохозяйственного назначения [2, c.63].
Проблемы государственного регулирования земельных отношений на муниципальном уровне определены в основном в проведении контрольных проверок по нарушению земельного законодательства и возмещению задолженности местного бюджета по использованию земельных ресурсов субъектами земельных отношений [3, c.51].
Исходя из изученных недостатков развития земельных отношений в России, следует отметить такие аспекты получения эффекта от использования земель, которые связаны с трансформацией экономической системы, политической системы, а также финансовыми кризисами, разработкой и внедрением новых технологий, иных аспектов, которые влияют на предмет исследования. Существуют проблемы в сфере землеустройства как по состоянию нормативно– законодательная база, так и по развитию земельных отношений на разных уровнях власти, в том числе и муниципалитетов. Устранение данных проблем возможно только в комплексе как со стороны государства в виде программы или проектов, при помощи которых возможно эффективно применять земельные ресурсы страны, так и на уровне муниципалитетов по разграничению и прозрачности работы с данным ресурсом для достижения единой цели дальнейшего наращивания богатства страны.
Литература:
- Гладун Е. Ф. Управление земельными ресурсами: Учебник и практикум / Е. Ф. Гладун. — 2– е изд. — Москва.: Юрайт, 2020. — 160 с. — Текст: непосредственный.
- Кондратьева А. В. Земельный вопрос / А. В. Кондратьева // Бюджетный учет. — 2019. — № 3 (171). — С. 58– 63. — Текст: непосредственный.
- Макаров И. И. Земельное право: учебное пособие / И. И. Макаров. — Ярославль: ООВО ЧУ «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», 2020. — 100 с. — Текст: непосредственный.