В статье автор предлагает внести изменения в правила регистрации IT-компаний в качестве резидентов производственно-промышленной ОЭЗ.
Ключевые слова: IT-компании, промышленно-производственная ОЭЗ, правила регистрации резидентов, налоговые льготы.
Создание и функционирование особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1] с целью стимулирования инвестиционной деятельности и выпуска высокотехнологичной продукции. Проверки, произведенные Контрольным управлением Президента и Счетной палатой [2], показали, что существующие в настоящее время свободные экономические зоны (ОЭЗ) в РФ недостаточно эффективны. На основании этих данных Президент поручил правительству подвергнуть деятельность ОЭЗ серьезной трансформации, оптимизации и передачи их под управление региональных властей. С момента принятия в Федеральный закон № 116-ФЗ внесено около 10 поправок, но, очевидно, необходимо и дальше совершенствовать правовой механизм работы существующих ОЭЗ с учетом положительных примеров из мировой практики и местной специфики.
В Самарской области создана промышленно-производственная (ПП) ОЭЗ «Тольятти», которая имеет средние показатели среди ОЭЗ, требует улучшений в работе и повышения своей популярности. В настоящее время в ней зарегистрировано 20 резидентов, выпускающих компоненты автомобилей, автосервиса, строительные, медицинские и другие изделия с общей выручкой около 12 млрд. рублей и соотношением льгот к выручке в 50 % [].
Согласно закону [1] на территории ПП ОЭЗ должна производиться деятельность по производству товарной продукции или оказание услуг по обеспечению перевозок товаров. Для регистрации резидентом необходимо фирме обеспечить объем инвестиций — не менее 120 млн. рублей, в т. ч. капитальные вложения не менее 40 млн. рублей с течение 3 лет после регистрации. На практике резиденты стараются использовать импортные автоматические технологические линии в производстве и на их основе получить экономические преимущества. Вместе с этим следует отметить, что в современный век информатизации существенные экономические преимущества можно получить, если механическая автоматизация подкрепляется технологией цифровизации промышленности, обеспечивающей оптимизацию, быструю переналадку производств, позволяющей принимать качественные управляющие решения. В России имеются примеры цифровой трансформации промышленности на основе разработок фирмы «Сименс» [], увязывающей IT-структуры с целями бизнеса, применяющей бизнес-моделирование, облачные технологии, сети G5 и др.
Использование технологии цифровизации производств невозможно без работы соседствующих IT-компаний. Условия регистрации в ПП ОЭЗ подходят для материалоемких производств и не подходят для интеллектуальных производств. В тоже время согласно [1] существуют технико-внедренческие ОЭЗ («Казань», «Калининград» и др.), в которых для резидентов требование по объёму минимальных инвестиций отсутствует и имеются льготные условия работы IT-компаний. Для повышения уровня цифровизации в России по поручению президента правительством принято постановление о резком снижении c 2021 года налоговой нагрузки на IT-бизнес и, в частности, снижении взносов ЕСН с 14 до 7,6 %, а налога на прибыль с 20 до 3 %. На такие льготы могут претендовать IT-компании, которые:
− разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД) собственной разработки;
− оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД;
− устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД;
− аккредитованы в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифре РФ);
− получают не менее 90 % доходов получает от деятельности в IT;
− имеют среднесписочную численность сотрудников — минимум семь человек.
Такие условия подходят для IT- компании, тесно сотрудничающих с технологическими производствами в ОЭЗ и недоступны компаниям, разрабатывающим ПО и БД, дающие возможности только размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей. Уровень налогов и льгот для резидентов ПП ОЭЗ, ТВ ОЭЗ и IT-компаний с 2021 года согласно ОСНО (общая система налогообложения) приведен в таблице 1.
Таблица 1
Налог |
Для резидентов ПП ОЭЗ «Тольятти» |
Для резидентов ТВ ОЭЗ «Иннополис» (Казань) |
Для IT-компаний на территории РФ с 2021г. |
||
На прибыль |
Первые 5 лет |
2 % |
2 % |
3 % |
|
6–10 лет |
7 % |
5 % |
|||
После 10 лет |
15,5 % |
13,5 % |
|||
Страховые взносы ЕСН |
30 % |
28 % (сейчас) |
7,6 % |
||
НДФЛ |
13 % |
13 % |
13 % |
||
НДС |
20 %, оборудование и комплектующие из-за рубежа — 0 % |
0 % |
0 % (на собственное, а не зарубежное ПО) |
||
На имущество |
0 % |
0 % |
2,2 % |
||
Анализ данных таблицы 1 показывает, что для IT-компаний, занимающихся внедрением цифровизации в технологические процессы удобно зарегистрироваться в качестве резидента ПП ОЭЗ и получать льготы Минцифры России. На наш взгляд, в условиях, когда руководство ОЭЗ передается региональным властям, целесообразно для в промышленно-производственной ОЭЗ «Тольятти» изменить условия регистрации и льгот для IT-компаний. При этом необходим контроль и в случае несоответствия работы IT-компаний интересам ОЭЗ отменять их регистрацию. Эти меры способствовали бы повышению конкурентоспособности промышленных предприятий ОЭЗ.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2009 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
2. ОЭЗ инструментом поддержки экономики России не стали — СП РФ. — Текст: электронный // REGNUM: [сайт]. — URL: https://regnum.ru/news/economy/2261495.html (дата обращения: 11.12.2020).
3. Бекасов Возможности «Сименс» для цифровой трансформации промышленных производств / Бекасов Дмитрий. — Текст: непосредственный // Control Enginееring Россия. — 2018. — № май. — С. 60–65.
4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» //Российская газета. № 173. 2020.6 авг.