Игры в развитии речи у детей имеют очень важное значение. Игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Игра — это жизнь ребенка, его существование. В игре намного легче подчиняться правилу с выполнением взятой на себя роли. По мнению А. С. Макаренко, «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». К. Д. Ушинский пишет, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека. Именно поэтому через игру можно воспитать и обучить ребенка не так как нам взрослым удобно, а как ребенку удобно и естественно. В игре ребенок развивается и духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества, фантазии. В настоящее время очень много различных игр, можно выделить много классификация. И задачей воспитателя, родителя, логопеда остается правильное их использование для достижения поставленной цели, сочетание подвижных игр с познавательными, музыкальных со строительно-конструктивными. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей — значит и правильно их воспитать. Важно педагогическое руководство играми, обеспечивающее их максимальный педагогический эффект». Игровая форма занятий является средством стимулирования обучающегося. Детям интересно всему обучаться в игре, т. к. именно в такой форме информация, которую они получают, воспринимается доступнее, и у них появляется огромный интерес к усвоению материала. Игровые приемы с успехом используются в логопедии у детей с ОНР. Они помогают формировать правильное звукопроизношение, учат говорить предложениями, строить их грамматически правильно, обогащать словарь детей существительными, глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами. Дети с ОНР не могут полностью овладеть учебным материалом на общих занятиях со всей группой. Поэтому игровые методы по развитию логического мышления, внимания, памяти помогают развитию речи. Занимающимся при игровом методе предоставлена широкая свобода, самостоятельность их действий почти не ограничивается. Напротив, требования к инициативе, ловкости и находчивости достаточно велики. Сделать занятие с детьми интересным, обучать играя, а не просто играть — это главная проблема, которую необходимо решать логопеду в работе с детьми. На любом этапе она должна быть интересной, доступной, разнообразной. Только игра может захватить все внимание, помогает втянуться в процесс, достигнуть успеха, вызвать восторг и удивление. А неоднократное повторение помогает закрепить результат. В процессе игры у ребенка прежде всего развиваются языковые навыки и увеличивается словарный запас. Ребенок обогатит язык даже не осознавая этого. Играя, дети учатся использовать язык для коммуникации и смыслового обогащения, напоминают новые слова и воспринимают на слух грамматическую структуру родного языка. Постоянно отмечая успехи ребенка в игре мы можем помочь ему постичь окружающий мир, развить правильную речь и широкие математические способности.
ОНР — самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речи — произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов, при сохранении слуха и интеллекта. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. Игровые методы в развитии речи можно использовать у детей и 1 и 2 уровня, но у детей 3 уровня развития игровые методы являются наиболее эффективными. Здесь даже одних игровых методов бывает достаточно чтобы речь ребенка стала более развернутой, увеличился словарный запас. Игра — одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста. Игры бывают дидактические, сюжетно- дидактические, игры инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера, настольно-печатные, игры предложения. С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого речевого аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Бывает часто, детей с которыми не занимаются считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики, а порой из-за лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который может изменить его жизнь не в лучшую сторону. Допускать этого нельзя.
Особое значение приобретают игры для детей с аутизмом. Доказано, что аутичный ребенок включая младший и старший дошкольный возраст сосредоточен на играх с сенсорными свойствами предметов, достигая именно в них наибольшего разнообразия игры. Аутичные дети очень любят играть с неигровыми предметами такими как крышки, ложки, веревки, строительные материалы и т. д. Игра аутичного ребенка заметно отличается от игры его обычных сверстников, она имеет иную динамику и логику развития. Завлечь их в игру с ведущим героем очень сложно. Поэтому в целом можно сказать, что игровые методы используются и у аутистов для стимуляции их психического развития и для преодоления афферентных проблем, а также для улучшения социальной адаптации. Логика такой игры в самом общем виде построена на первоначальном использовании более простых видов игры, доступных ребенку с постепенным их усложнением и введением в игру эпизодов сюжета, развитием сюжета и обогащением его новыми деталями и событиями. «Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого»- А. С. Спиваковская.
Развитие речи в процессе игры занимает большое место в общей системе работы с детьми, при этом развиваются также творческие способности, логическое мышление, гибкость и критичность мышления. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше мы научим говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Литература:
- А. C. Макаренко «О воспитании молодежи» Игра. –Соч. М. 1957, т 4.
- Игра дошкольника\ под ред. С. Л. Новоселовой. –М.: Просвещение, 1989.
- Изучение личности дошкольника\ Сост. Лавровская И. В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. Ленина 1991г.
- Проект «Воспитание игрой как путь социализации дошкольников».