В статье, на основании проведенного исследования деятельности малого предприятия, представлены основные мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета.
Ключевые слова : бухгалтерский учет, малый бизнес, учетная политика, учет, финансовые результаты
In the article, based on the study of the activities of a small enterprise, the main measures for improving the organization of accounting are presented.
Keywords: accounting, small business, accounting policy, accounting, financial results
Малый бизнес — одна из важнейших составляющих рыночной экономики, без которой трудно представить процветание стран и их экономик. Создание идеальной конкурентной среды, создание рабочих мест, предоставление качественных услуг и наполнение рынка широким спектром товаров, отвечающих потребительскому спросу, во многом зависит от малого бизнеса. Для обеспечения стабильного экономического развития государство должно изначально полагаться на малый бизнес как на наиболее гибкий и предприимчивый сектор экономики.
Несмотря на положительные стороны организации бухгалтерского учета в малом бизнесе на сегодняшний день имеются и сложности. Во-первых, эта работа занимает много времени. Во-вторых, собственник чаще всего участвует в составлении финансовой отчетности. Эти факторы помогают создать стереотип о сложности и утомительности бухгалтерского процесса. В результате становится очевидным, что необходимо разработать и внедрить более простые, удобные, более эффективные и дешевые системы бухгалтерского учета, которые снижают трудоемкость рабочего процесса и повышают конкурентоспособность малых предприятий.
На основании результатов проведенного исследования организации бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «Строймонтаж» установлено, что у организации в учетной политике не уделено достаточного внимания подробному описанию бухгалтерских расчетов доходов, расходов и финансовых результатов.
Также в учетной политики предприятий малого бизнеса, и в частности, ООО «Строймонтаж» не отражаются факторы влияния отраслевых и региональных особенностей осуществления деятельности предприятиями малого бизнеса. В качестве факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства можно выделить ограничения в сфере антимонопольного законодательства, снижающие конкурентоспособность по сравнению с крупными предприятиями, низкий уровень квалификации персонала, вызванный «желанием экономить», недостаточная заинтересованность во вложениях в наукоемкие и инновационные сферы из-за отсутствия должного стимулирования. Все проанализированные выше особенности необходимо учитывать при разработке учетной политики для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант методов учета и анализа результатов деятельности малых предприятий.
На рисунке 1 предложена схема формирования положений учетной политики с учетом влияния отраслевых и региональных особенностей осуществления деятельности предприятиями малого бизнеса.
Рис. 1. Схема формирования положений учетной политики с учетом влияния отраслевых и региональных особенностей осуществления деятельности предприятиями малого бизнеса
Предложенная взаимосвязь компонентов учетной политики и влияющих на нее региональных и территориальных факторов позволит существенно повысить эффективность учетно-аналитических процедур за счет того, что благодаря этому может осуществляться оперативный контроль за происходящими изменениями. Особо актуальным такой подход является для малых предприятий, которые осуществляют несколько разнообразных видов деятельности, требующих различных методов признания доходов и расходов, следовательно, и различного документального оформления и использования методов калькулирования и бюджетирования. Анализ влияния внешних факторов на отдельные виды деятельности позволит оперативно реагировать и сокращать, либо увеличивать те или иные направления работы, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Для оперативного учета доходов организации в учетной политике должны быть указаны типы основных документов, используемых при расчете с покупателями, процедуры заполнения этих документов и основные записи, используемые для расчета с покупателями, процесс подтверждения просроченных счетов дебиторской задолженности и порядок ее аннулирования.
Для решения этого вопроса ООО «Строймонтаж» необходимо зарегистрировать эти позиции в своей учетной политике, связанной с расчетами с покупателями.
Кроме того, была определена проблема медленной организации обмена файлами с оптовыми покупателями.
Для решения этой проблемы необходимо ввести внедрение электронного документооборота. Формирование информации в режиме реального времени является важным моментом в бухгалтерских расчетах. Самое важное для организации — это быть максимально быстрым, а этого можно достичь только с помощью новейших компьютерных технологий. Эту проблему необходимо решить, поскольку при наличии ошибок в исходных документах бухгалтер сначала найдет и исправит ошибки, а затем потребуется физически передать эти документы ответственному лицу в бумажном виде.
Важной проблемой для предприятий является отсутствие контроля за ведением бухгалтерского учета со стороны организации. В организациях менеджеры получают неполную информацию правильного уровня.
По нашему мнению, главный бухгалтер ООО «Строймонтаж» не осуществляет достаточный контроль за ведением учетной дисциплины по учету расчетов, доходов и расходов в организации, поскольку бухгалтер, на которого возложены данные участки учета, совершает ряд ошибок как в оформлении первичных документов, так и в соблюдении графика документооборота.
Решение этой проблемы состоит в том, чтобы уделить должное внимание бухгалтерскому учету, то есть тому, как контролю за ведением учет расчётов с клиентами и заказчиками, были ли соответствующие документы доставлены вовремя для учета, вовремя ли оформляются бухгалтерские документы, и была ли получена обратная связь от покупателей и заказчиков.
Также на предприятии ООО «Строймонтаж» имеется проблема автоматизации учета. Программа «1С», используемая в организации, не обновляется вовремя, периодически имеются неполадки. Поэтому руководству ООО «Строймонтаж» можно рекомендовать новую версию программы «1С: Предприятие версия 8.3», что будет способствовать сокращению ошибок и сроков учета в организации.
В настоящее время из бухгалтерской программы, которую использует для учета финансовых результатов ООО «Строймонтаж», можно получать информацию о доходах и расходах в контексте согласованных соглашений, но при создании таких документов, как Карточка счета и Анализ счета, руководство организации не может получить всю необходимую информацию о доходах и расходах организации по всем направлениям ее деятельности. Поэтому аналитический учет доходов и расходов, используемый ООО «Строймонтаж», не позволяет руководству организации учитывать доходы и расходы по сферам деятельности, что необходимо для определения прибыльности и рентабельности организации.
По нашему мнению, реализация предложенных мероприятий позволит руководству ООО «Строймонтаж» повысить качество и эффективность учетной работы доходов, расходов и финансовых результатов.
Литература:
- Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. Москва: Перспектива, 2019. 631 с.
- Полковский, Л. М. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для бакалавров / Л. М. Полковский. М.: Дашков и К, 2016. 256 c.
- Соколов Я. В., Пятов М. Л., Быков В. А. и др. Бухгалтерский учет для руководителя. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2018. — 320 с.