Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Ачох, Д. А. Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений / Д. А. Ачох, Я. Г. Стефаниди. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76564/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного исследования было найти зависимость между видом межличностного общения (знакомые, приятельское, дружеское, семейное, любовное) и эмоциональным состоянием (аффекты, настроение, стресс). Были получены данные о таком виде влияния.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, межличностные отношения, аффект, стресс.

В современном мире процесс коммуникации между людьми является неотъемлемым. Каждый день мы общаемся с различными людьми, каждый индивидуален, со своим набором черт и характером, темпераментом и т. д. Из этого следует, что и каждое общение уникально.

Эмоциональные состояние, испытываемые при коммуникации являются разными и у каждого индивидуальными. Межличностное общение дифференциальное, но и в тоже время смешанное. И, конечно, эмоциональные состояния зависимы от типа межличностных отношений.

В процессе исследования для фиксирования данных использовался авторский опрос, состоявший из прямых вопросов. В связи с пандемией опрос проводился в онлайн формате, через гугл-формы. Так же использовался тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан в 1973 году сотрудниками Первого МГМУ им. Сеченова (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников). САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

В исследовании приняло участие 72 человека. Из общего количества 32 респондента мужского пола (43 %), 41 женского пола (57 %), в возрасте от 15 до 50 лет. По возрастной характеристике было принято решение разделить на категории, а именно:

– 1 категория — лица от 15 до 20 (16 респондентов);

– 2 категория — лица от 21 до 25 (33 респондента);

– 3 категория — лица от 26 до 35 (18 респондентов);

– 4 категория — лица от 36+ (5 респондентов)

Исследование проходило с 28.11 по 7.12.20.

После проведения опроса бланки были собраны и их данные обработаны с учетом половой характеристики. Результаты обработки были сформированы в виде таблицы (Таблицы 1, 2, 3).

Первая колонка обозначает пол — либо женский, либо мужской. Вторая колонка обозначает испытывали ли аффект/стресс респонденты (да/нет) и какие эмоции испытывали — да(положительные)/нет(отрицательные). Таблица 1 является результатом обработки ответов на блок «Аффекты» в деловых отношениях, знакомствах, приятельских, дружеских, семейных и любовных соответственно сокращениям в таблице, таблица 2 — блок «Стресс», таблица 3 — блок «Эмоции».

Таблица 1

Блок «Аффекты» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-40-29.png

Исходя из статистики, опираясь на таблицу 1, видно, что представители женского пола намного чаще испытывают состояние аффекта во всех видах межличностных отношений.

Делая более конкретный анализ, можно провести сравнение каждой колонки:

А.Де — женский пол испытывает чаще аффекты в деловых отношениях, чем мужчины почти в 2 раза.

А.З — при этом в знакомствах мужчины почти не испытывают аффект за редким исключением. У женщин при этом именно в этом виде межличностных отношений кол-во, испытывающих аффект превышает не испытывавших.

А.П — у мужчин ситуация не меняется, они все также в минимальном кол-ве испытывают аффект, а у женского пола пропорция является ½.

А.Др — выявляется «увеличение аффекта» как у мужчин, так и женщин, хоть и у последних все так же кол-во больше.

А.С — у мужского пола никаких изменений в сравнении с А.Др не происходит, однако женщины в одинаковой пропорции испытывают состояние аффекта.

А.Л — ситуация координально не меняется, мужчины в той же мере, что и женщины, испытывают состояние аффекта в любовных межличностных отношениях.

Таблица 2

Блок «Стресс» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-42-17.png

В отличие от мужчин, женщины намного больше испытывают стресс в деловых отношениях, чем мужчины (в равных пропорциях). В знакомствах, приятельских и дружеских отношениях происходит спад, в основном стресс не испытывается, но при этом в семейных и любовных кол-во людей, испытывающих стресс, повышается (примерно равные пропорции).

Таблица 3

Блок «Эмоции» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-41-27.png

Нельзя говорить о каком-то различии в полярности, полученных эмоциий в межличностных отношениях. Во всех видах: деловых, знакомствах, приятельских, дружеских, семейных и любовных межличностных отношениях — преобладают положительные эмоции.

Стресс и состояние аффекта довольно сильно связаны между собой, и это отражается в таблицах 3.1 и 3.2. Для женщин такое большое кол-во стресса, испытываемого при деловом общении, порождает состояния аффекта. При этом у мужчин такой зависимости не наблюдается, такое количество стресса не ведет к появлению аффектов. Из этого можно, вывести суждение о том, что мужская нервная система сильнее и менее подвержена внешним раздражителям, они меньшее влияют на поведение.

В знакомствах, то есть при более близком общении у женщин также высок процент появления состояния аффекта, при этом в остальных видах общения, такого не наблюдается. Это может говорить, о том, что данная стадия межличностного общения недостаточно близкая для комфортного состояния и позволяет не сдерживать свои эмоциональные процессы в связи с тем, что на стадии знакомства людей ничего не связывает.

Судя по статистике, для мужчин, наоборот, важно более близкое общение, так как только при дружеских отношениях начинает появляться состояние аффекта.

Стресс также связан с эмоциональном состоянием, так как именно в деловых отношениях больше всего было заявлено отрицательных эмоций. Возникают трудности в получении положительных эмоций в состоянии стресса.

Вывод

  1. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между типами межличностного отношения и эмоциональными процессами подтвердилась. В деловых, семейных и любовных отношениях наиболее часто проявляется состояния аффекта, вследствие большого количества стресса.
  2. Женщины наиболее подвержены состоянию аффекта, чем мужчины, во всех типах межличностных отношений.
  3. Полярность эмоций не имеет зависимости от типа межличностных отношений — они положительные.

Заключение

По результатам анализа литературы, посвященной эмоциям и межличностному отношению, можно сделать заключение о том, что данная сторона вопроса всесторонне изучается и проводится множество исследований. Многие работы, рассмотренные здесь, подтверждают связь эмоциональных состояний и межличностных отношений. Однако было выяснено, что очень редко связывают в своих работах обе эти темы.

В исследованиях других работ данные темы изучаются в основном по отдельности. В этом и заключается новизна данного исследования, в нем изучается связь между этими большими частями психологии.

Результаты исследовательской части могут быть использованы при деловых встречах или составлении мероприятий, выборе типа межличностных отношений. Данные также могут быть использованы при учете факторов, влияющих на внешнюю валидность. В перспективах дальнейших исследований стоит задача изучить влияние межличностного отношения на эмоциональные процессы в очном формате.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 672 с.
  2. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 1990–494 с.
  3. Hogg, M. A., Abrams, D., & Martin, G. N. (2010). Социальное познание и установки. In Martin, G. N., Carlson, N. R., Buskist, W., (Ed.), Психология (стр. 646–677). Харлоу: Pearson Education Limited.
  4. Harmon-Jones, Eddie; Harmon-Jones, Cindy; Amodio, David M.; Gable, Philip A. (2011). «Отношение к эмоциям». Журнал «личность и социальная психология». 101 (6): 1332–1350.
  5. Голлербах Татьяна Вадимовна «Онтология аффекта» // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-affekta (дата обращения: 21.10.2020).
  6. Кейдунова Елена Резовна, Мавренкова Елена Анатольевна, Напханенко Игорь Павлович, Попандопуло Дмитрий Валерьевич «Понятие и виды аффектов» // Философия права. 2017. № 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-affektov (дата обращения: 21.10.2020).
  7. Чернова Н. А. «Актуальные проблемы понимания аффекта» // Приволжский научный вестник. 2015. № 6–2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ponimaniya-affekta (дата обращения: 21.10.2020).
  8. Семенцова Ирина Анатольевна «К вопросу об аффекте как психической аномалии» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 2 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-affekte-kak-psihicheskoy-anomalii (дата обращения: 21.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): состояние аффекта, отношение, межличностное общение, межличностное отношение, стресс, женщина, мужчина, таблица, аффект, близкое общение.


Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Коммуникативное поведение в жанре семейных родословных

Статья посвящена анализу практического коммуникативного поведения на базе семейных родословных. Коммуникативное поведение рассматривается в рамках науки о речевом воздействии и общей теории языкового позитива. Приведены и описаны коммуникативные кате...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками

В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпри-нята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений по...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей

В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Коммуникативное поведение в жанре семейных родословных

Статья посвящена анализу практического коммуникативного поведения на базе семейных родословных. Коммуникативное поведение рассматривается в рамках науки о речевом воздействии и общей теории языкового позитива. Приведены и описаны коммуникативные кате...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками

В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпри-нята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений по...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей

В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, сп...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Задать вопрос